Блог Летний лагерь

Программа профильного отряда «Перекресток»

Please log in or register сделать это.
Щербакова Елена Яковлевна
старшая вожатая
МКОУ «Большереченская СОШ №2»
Омская область

Актуальность создания программы

Развитие сети дорог, резкий рост количества транспорта породил целый ряд проблем. Необходимо заметить, что за последние годы, в связи с увеличением количества транспорта, обстановка на дорогах значительно усложнилась. Для предупреждения роста детского дорожно-транспортного травматизма необходимо обучение детей школьного возраста правилам безопасного поведения на улице и формирование у них специальных навыков. Если взрослый может контролировать свое поведение на улице, то для ребенка это весьма проблематично. Для детей школьного возраста характерен синкретизм восприятия, т. е. не ребенок контролирует ситуацию, а ситуация захватывает ребенка на столько, что он не замечает окружающей действительности и часто подвергается опасности. Основной причиной происшествий на протяжении ряда лет является переход дороги в неустановленном месте, перед близко идущим транспортом. Главная причина здесь в том, что у детей двойственное отношение к автомобилю. С одной стороны, они боятся этих громадных рычащих машин, проносящихся на большой скорости мимо них, с другой — они лишены страха,  и готовы перебежать перед машиной дорогу, не понимая, что водитель остановиться или свернуть в сторону просто не в состоянии. За каждой из дорожных трагедий — судьба ребенка и горе родителей. И поэтому я считаю, что невозможно остаться равнодушным, когда речь идет о безопасности детей. Травматизм на дорогах — это проблема, которая беспокоит людей всех стран мира. Попадание ребенка в дорожно-транспортное происшествие — это трагедия: ведь то морально-психологическое потрясение, которое он испытал, травмирует его на всю жизнь. Проблема детского дорожно-транспортного травматизма по-прежнему сохраняет свою актуальность. Необходимы все более разнообразные дифференцированные формы работы с детьми.
В последние годы много внимания уделяется оздоровлению и детей в летнее время, и очень большую роль в этом играют профильные отряды, в которых дети не только отдыхают, но и учатся. Такая форма активного отдыха содействует развитию и сплочению, как временного детского коллектива, так и создает основу для развития социального интеллекта учащегося и применения полученного опыта взаимодействия в любом коллективе, в том числе в последующей учебной деятельности.

Цель: формирование у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах, пропаганда ПДД.

Задачи:
1. Создать условия для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах.
2. Сформировать представления о безопасности дорожного движения и передвижение по улицам и дорогам.
3. Способствовать развитию навыков адаптации детей в окружающем мире.
4.  Развивать   практические  умения  и  навыки  ориентации  в  дорожных ситуациях.
5. Закреплять и совершенствовать знания Правил дорожного движения, умений и навыков юного инспектора движения.
6.  Укрепить мотивацию к участию в деятельности профильных отрядов ЮИД.
7. Реализовать возможности самовыражения и самоутверждения в мероприятиях и программах лагеря.

Сроки реализации программы: июль 2010 года. Возраст участников программы: 9-14 лет.

Нормативно — правовое обеспечение программы:
• Конституция РФ.
• Конвенция «О правах ребенка».
• Правила дорожного движения.
• Устав образовательного учреждения.
• Положение об отряде юных инспекторов движения.

Содержание программы

Программа  предполагает  постепенное  расширение  и  существенное углубление знаний, развитие умений и навыков учащихся, более глубокое усвоение материала путем последовательного прохождения. Ребята не только  обучаются сами.  Они передают свои знания другим: участвуют в различных соревнованиях, выступают с представлениями, защищают честь лагеря, работают с младшими отрядами. Программа предусматривает индивидуальную творческую работу, работу в микрогруппах над созданием творческих программ, изготовление рисунков, плакатов. В этой  работе дети воплощают свои замыслы и фантазию, используя освоенные теоретические и практические навыки. Особое внимание по изучению правил дорожного движения уделяется совместной работе с инспекторами ГИБДД и родителями. Благодаря этой работе   закладываются   основы   формирования   культуры   общения, толерантности.
Вместе с родителями готовят реквизит и костюмы для мероприятий, изготавливают наглядные пособия, разрабатывают безопасные маршруты «дом-лагерь-дом».
Инспектор ГИБДД проводит ежедневные теоретические и практические занятия в «Школе светофорных наук», беседы, акции и профилактические мероприятия.
Программа направлена на формирование у учащихся основных знаний, умений и навыков безопасного поведения на дорогах. Дети обучаются ПДД, поведению на улице, оказанию первой медицинской помощи. Таким образом, овладевают знаниями, непосредственно относящимися к охране жизни и здоровья, привлекаются к участию в пропаганде ПДД среди детей и подростков.

Содержание программы состоит из трех уровней сложности:
Первый — дается общее значение Правил дорожного движения, второй — углубление в изучении с практическим приложением в виде агитации и пропаганды, третий — умение применить Правила дорожного движения в повседневной жизни, вести пропаганду и агитацию правил, умение разобрать сложную дорожно-транспортную ситуацию и найти правильное решение.
За время летней смены, участвуя в различных мероприятиях, дети получают жетоны. По окончанию работы лагеря подводятся итоги и выявляются знатоки Правил дорожного движения. Им торжественно вручаются призы.

Конкретные методы, используемые при реализации программы:

в обучении — практический (различные упражнения с моделями, с игровым материалом транспортных средств, изготовление макетов, наглядный (изучение правил на улицах посёлка, наблюдение за движением транспорта и пешеходов, демонстрация дорожных знаков, технических средств); словесный (как ведущий — инструктаж, беседы, разъяснения); работа с книгой (в основном чтение, изучение, составление плана); видеометод (просмотр фильмов, обучение).
в воспитании — (по Г. И. Щукиной) — методы формирования сознания личности, направленные на формирование устойчивых убеждений (рассказ, дискуссия, этическая беседа, пример). Методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения (воспитывающая ситуация, приучение, упражнения). Методы стимулирования поведения и деятельности (соревнования, поощрения).
Опыт практической деятельности по реализации программы позволит сформировать единое агитационно-пропагандистское пространство через проведение массовых общелагерных мероприятий среди отрядов по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма, используя такие основные формы деятельности:
• Игровая программа «Красный, жёлтый, зелёный»
• Игра по станциям «Волшебный автобус»
• Уроки творчества (составление сценариев выступлений, викторин, сочинение песен, стихов о ПДД, рисуем плакаты, выпускаем информационные листки, изготовление наглядных пособий, поделок-сувениров и т. д.)
• Аукцион знаний (делимся собранной информацией по истории ПДД, автотранспорта, о светофоре, о велосипеде и др.)

Мотивация детей и подростков к деятельности обеспечивается:
— личным интересом детей и подростов;
— стремлением к самореализации и творчеству.

Направления деятельности

Информационное — обучение детей Правилам дорожного движения, формирование комплекса знаний по безопасному поведению на улицах и дорогах.
Развивающее — формирование практических умений и навыков безопасного поведения, представлений о том, что дорога несет потенциальную опасность и ребенок должен быть дисциплинированным и сосредоточенным.
Воспитательное — формирование мотивации ответственного и сознательного поведения на улицах и дорогах, формирование общих регуляторов социального поведения, позволяющих ребенку дорожить  собственной жизнью и жизнью других людей, смотреть в будущее с оптимизмом, стремиться к самоутверждению в социально-значимой сфере.
Методическое — методическое обеспечение деятельности субъектов профилактики ДДТТ.
Контрольное — система контрольных мероприятий по оценке эффективности внедрения программ.

Развитие значимых для данной деятельности личностных качеств:

  • самостоятельности в принятии правильных решений;
  • убежденности и активности в пропаганде добросовестного выполнения Правил дорожного движения, как необходимого элемента сохранения своей жизни;
  • внимательности и вежливости во взаимоотношениях участников
  • дорожного движения.
  • здорового образа  жизни и навыка самостоятельного физического совершенства.

Ожидаемые результаты
— углубление ЗУН по Правилам дорожного движения;
— снижение числа дорожно-транспортных происшествий с участием детей в летний период;
— развитие  творческих  способностей,  инициативы  и  активности ребёнка;
— оздоровление участников лагерной смены.

Школа светофорных наук
Занятие № 1. Введение.
Положение об отрядах ЮИД. Определение состава и структуры отряда. Выборы командира отряда, его заместителя, командиров групп. Разработка символа отряда, выбор девиза, разучивание отрядной песни. Выбор редколлегии, печатного органа отряда.
Задание: изготовление стенда «Вперёд, ЮИД».
Занятие № 2. История автомототранспорта.
История автомототранспорта и безопасности движения. Автомобили, мотоциклы и велосипеды. Правила дорожного движения, их история. Задание: Сфотографировать на улицах поселка автомобили различных марок и видов. Поместить фотографии автомобилей на стенд.
Занятие № 3. Знакомство с Правилами дорожного движения. Основные термины и понятия: участник дорожного движения, дорога, проезжая часть, тротуар, обочина.
Занятие № 4. Обязанности пешеходов. Пешеходные переходы и остановка маршрутных средств. Движение пешеходов.
Занятие № 5. Светофор.
Задание: Написать рассказ или стихотворение о светофоре.
Патрулирование отряда ЮИД по улицам посёлка.
Занятие № 6. Дорожные знаки. Классификация дорожных знаков: Предупреждающие, знаки приоритета, запрещающие, предписывающие, информационные, знаки особых предписаний, знаки сервиса, знаки дополнительной информации. Значение отдельных дорожных знаков. Экскурсия по дорогам посёлка.
Занятие № 7. Обязанности водителей. Правила движения велосипедистов, требования к управлению велосипедом.
Занятие № 8. Пешеходные переходы. Виды пешеходных переходов. Задание: нарисовать рисунки.
Занятие № 9. Перекрестки и их виды.
Задание: изучить разметку проезжей части. Начертить схемы перекрестков различных видов. Сфотографировать движение на одном из перекрестков.
Занятие № 10. Основы доврачебной помощи. Травмы. Первая помощь Правила переноски пострадавшего.
Задание: наложение шин.
(занятие проводит фельдшер лагеря).
Занятие № 11. Раны. Виды ран. Виды кровотечений (артериальное, венозное, капиллярное). Способы остановки кровотечения. Наложение повязок.
Задание: наложить различные виды повязок, (занятие проводит фельдшер лагеря).
Занятие №12-13.Творческая деятельность.
Занятие № 14. Итоговое. Проверка ЗУН в игровой форме.

По итогам освоения «Школы светофорных наук» обучающиеся должны

знать:

  • историю детского объединения ЮИД;
  • историю развития Правил дорожного движения;
  • о первых светофорах, легковом, грузовом и общественном транспорте, велосипедах;
  • серии дорожных знаков и их представителей;
  • новые формы агитации и пропаганды ПДД;

уметь:

  • работать с Правилами дорожного движения, выделять нужную информацию;
  • читать информацию по дорожным знакам;
  • оценить дорожную ситуацию,
  • участвовать в конкурсах;

иметь навыки:

  • дисциплины, осторожности, предвидения опасности на дороге не переходящие в чувство боязни и страха;
  • взаимной поддержки и выручки во время проведения конкурсных мероприятий.

Критерии эффективности реализации Программы:

• % охвата программой детей.
• 100% реализация мероприятий плана на смену.
• Удовлетворенность детей и родителей содержанием деятельности профильного отряда и смены в целом.
• Количество социальных партнеров, участвующих в создании условий для оздоровления, отдыха и занятости детей.
• Динамика показателей уровня развития детей по принципу: не умел-научился, не знал — узнал.
• Показатели социальной адаптации (активность, правонарушения, и
т.д.).
• Психологический комфорт участников программы.
Выявляются и определяются эти показатели при помощи психолого-педагогических диагностик: анкеты, тестирование, наблюдение, цветопись («Мишень настроения»).

Реализация программы возможна с помощью обеспечения:

1. Педагогическими кадрами: воспитатели и вожатые, педагог-психолог, педагог-организатор, педагоги физической культуры, музыкальный руководитель.
2. Квалифицированными педагогами дополнительного образования.
3. Организации качественного питания и медицинской помощи.
4. Специалистами социума.
5. Инспекторами ГИБДД.
6. Техническими средствами.

Список литературы

1. Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма в начальной и средней школе: уроки, классные часы, внеклассные мероприятия, занятия с родителями. — Волгоград: Учитель, 2006.
2. Воронова Е.А. Красный, желтый, зеленый. ПДД во внеклассной работе. — Ростов н/Д: Феникс, 2006.
3. Ковалева Н.В. Конкурсы, Викторы, праздники по ПДД для школьников. — Ростов н/Д: Феникс, 2006.
4. Михайлов А.А. Игровые занятия в курсе «Основы безопасности жизнедеятельности». 5-9 кл.-М.: Дрофа, 2004.
5. Дмитрук В.П. Правила дорожного движения для школьников./Серия «Здравствуй школа!». -Ростов н/Дону: Феникс, 2005.
6. Конкурсы, викторины, праздники по правилам дорожного движения для школьников/ Н.В. Ковалева — Изд. 2-е — Ростов н/Д.: Феникс, 2006.
7. Правила дорожного движения для детей./Сост. В.Надеждина. — М.: АСТ; Мн.: Харвест, 2006.
8. Ковалько В.И. Игровой модульный курс по ПДД или школьник вышел на улицу: 1-4 классы. — М.: ВАКО, 2006.

{module Igraza_mini}

Скачать файл программы с играми, кроссвордами и заданиями

скачать

Конкурс эрудитов «География»
Тест на определение самооценки с рекомендациями для каждого типа (презентация)

Reactions

0
0
0
0
0
0
Already reacted for this post.

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *