Блог Русский язык, лит-ра

Ассоциативно – знаково-двигательная методика (1-4 кл.)

Please log in or register сделать это.
Качковецкая Наталья Виталиевна
учитель начальных классов
МАОУ «Лицей № 62»
г. Саратова

Каждый учитель стремится к тому, чтобы данные им знания, были глубокими, прочными и эффективно служили ученику. Современная школа ставит перед учеником и учителем новые задачи и задаёт новый вектор в обучении.
Главным сейчас стало — научить ребёнка учиться. То есть вооружить ребёнка средствами, которые будут работать на ученика. Необходимо развить в ребёнке, на основе системно- деятельностного подхода,  память, внимание, мышление, логику  до того уровня, чтобы у учащегося отпала необходимость зубрить  учебный материал, а появилась возможность легко и просто извлекать знания из любой информации, преобразовывать  информацию и пользоваться преобразованной моделью в любой ситуации. А  сам процесс преобразования информации и многократное обращение к модели, по сути, уже непроизвольно способствует усвоению и запоминанию новых знаний.

Многими педагогами был разработан ряд педагогических технологий, увеличивающих эффективность процесса обучения и усвоения знаний.  Толчком для моей работы послужила технология  «Опорных сигналов» В.Ф. Шаталова, мнемоника, знания о моторной памяти и знания о  взаимодействии 1-ой и 2-ой сигнальных систем.
Передо мной встала задача о том, как сделать так, чтобы с одной стороны,  знания усваивались легко, но с другой стороны, чтобы усвоение это было прочным, глубоким и  эффективным. Понимая то, какую роль в обучении играют моторная, слуховая  и зрительная память, я решила в своей педагогической практике  сделать больший акцент на том, чтобы найти способ активизировать моторную память, так как именно знания, усвоенные на основе действия, более глубокие и прочные.
Таким образом, я  пришла к выводу, что надо интегрировать звук,  знак,  движение,  зрительный образ, ассоциацию.
Данная методика помогла мне решить самую главную задачу, которая стоит перед учителем русского языка — грамотное письмо, которое возможно на основе орфографической зоркости.  Мной создана техника написания диктанта « 5 шагов к 5», которая позволяет ребёнку мыслить и находить опасное место в слове мгновенно. Эта техника закрепляет в сознании ребёнка алгоритм «Сначала думаю — потом пишу» и  алгоритм  поиска орфограммы прочно и
надолго. За счёт «якорения» грамотность и осознанность письма достигает достаточно высокого уровня. Примером эффективности данной техники может служить работа учащегося 2 класса, который обладает средним уровнем подготовки. Обучающий диктант (3 неделя октября) по блоку «Проверяемые орфограммы» (понятийный уровень, 1 урок по теме «Способы проверки главных орфограмм»). Первая проба (орфоэпическое произношение). (Рис. см. в приложении)

Результативность и продуктивность техники «5 шагов к 5» очевидна.
Такая техника основана на использовании 4 ассоциативных двигательных знаков: «слабый упал» (безударный гласный), «сильный встал» (ударный гласный), «оглушение» (парный согласный на конце слова), «столкновение» (парный согласный в середине слова). В результате, ребёнок видит и различает все опасности письма и на их месте ставит глазок
(ассоциация: «Смотри!!! Подумай!!!). Далее действует кластер «Способы проверки».
Шаг 1. Пальцы. (Рис. см. в приложении)

Шаг 2. Глазок.

Шаг 3. Смотри!!! Подумай!!!

Шаг 4. Способ.

Шаг 5. Выбор буквы.

Рассмотрим применение техники «5 шагов к 5» на примере написания слова повозка.

Шаг 1. Пальцы.

В заключении, хочется сказать, что «Ассоциативно — знаково-двигательная методика» помогла мне не только в решении задач на уроках русского языка. Знания, полученные на других уроках, преобразовываются и трансформируются детьми в действие и на других уроках (математика, окружающий мир, литературное чтение).

Данная методика ещё апробируется, дорабатывается. Но даже на начальном этапе были ощутимые результаты. В процессе использования открываются всё новые и новые преимущества.  Бесспорно то, что обучающиеся теперь легко усваивают.

Скачать полный текст с иллюстрациями в формате .DOC

скачать

Решение задач на умножение и деление. Закрепление пройденного материала. Азбука города
Викторина к 8 марта

Reactions

0
0
0
0
0
0
Already reacted for this post.

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *