Антоненкова Анжелика Викторовна учитель истории МОУ Будинской ООШ Тверской обл.
Цель урока: сформировать у учащихся представление о роли Православной церкви в жизни Российского государства в XVII в. - осветить проблемы в отношениях между государством и церковью; - выяснить причины и после6дствия церковного раскола;
Оборудование: компьютер, презентация, мультимедийный экран, карточки для проверки домашнего задания.
Основные понятия: церковь, патриарх, старообрядчество, раскол, протопоп.
Ход урока
1. Орг. начало урока. 2. Проверка домашнего задания. Заполните пропуски.
Вариант 1. 1. Первым русским царём новой династии стал _____________________________________________________________________________ 2. Большое влияние на решения молодого царя оказывала его мать ____________________________________________________________________________ 3. Новый царь любил _____________________ и тратил большие деньги на их приобретение. 4 .В народе нового царя прозвали _____________________________________________ 5. То второго брака с Натальей Нарышкиной у молодого царя родился сын _________________________ 6. Постепенно свою роль начинает утрачивать _________________________________ 7. Увеличение территорий страны привело к увеличению числа ________________ 8. Во главе главных административных единиц царь ставил _____________________ Вариант 2. 1. К началу правления Михаила Фёдоровича ему исполнилось ______________ лет. 2. Вступая на престол, новый царь обещал не править без бояр и _____________________________________________________________________________ 3. После смерти Михаила Романова новым царём стал его сын _____________________________________________________________________________ 4. ОТ первого брака с Марией Милославской у Алексея родилось 13 детей, в том числе сыновья __________________ и __________________, и дочь ________________ 5. Последний Земский собор был созван в ______________ году. 6. Впоследствии из Боярской думы выделилась «_________________________» дума 7. в XVII веке главными административными единицами оставались ______________________, которые делились на более мелкие звенья _________________ и _____________________________. 8. В 1649 г. был создан новый свод законов, который назывался _____________________________________________________________________________.
Ключи:
Вариант 1 |
Вариант 2 |
1
|
Михаил Фёдорович Романов
|
1
|
116
|
2
|
Марфа
|
2
|
Земского собора
|
3
|
Цветы
|
3
|
Алексей
|
4
|
Тишайшим
|
4
|
Фёдор и Иван, Софья
|
5
|
Пётр
|
5
|
1653 г.
|
6
|
Боярская дума
|
6
|
Ближняя
|
7
|
Приказов
|
7
|
Уезды, станы и волости
|
8
|
воевод
|
8
|
Соборным уложением
|
3. Сообщение темы и целей урока. - В истории нашей страны много периодов, которые являются очень поучительными. Одним из таких периодов стало время раскола. Слово «раскол» на долгие столетия сохранил ужас в сердцах людей и оставил свой след на судьбах многих семей. Наша задача сегодня – разобраться с этим явлением в жизни страны, извлечь уроки из случившегося, чтобы не допустить повторения этих страшных событий. В ходе урока мы заполним таблицу: «Основные изменения, произошедшие в церковных обрядах и богослужении». Была ли реформа церкви оправдана в глазах народа? Была она нужна стране или отдельным личностям?
План урока: (сл. 2)
1.Церковь после Смуты. 2.Патриарх Филарет. 3.Реформа патриарха Никона. 4. Усиление разногласий между церковной и светской властью. 5. Церковный собор 1666-1667 гг. 6.Протопоп Аввакум.
4. Изучение нового материала. 1) беседа и рассказ учителя: 1. Церковь после Смуты. - Давайте вспомним, какую роль играет церковь в жизни человека? - Каким было положение церкви в годы Смуты? (тяжёлым) - Какой путь для себя выбрали священнослужители в годы правления Лжедмитрия? (Часть священнослужителей во главе с патриархом Игнатием поддержала Лжедмитрия 1, а сам патриарх короновал его на царство. Однако большинство священнослужителей показали образцы высокого служения Отечеству и Русской православной церкви.) - Как вели себя в Москве поляки? (разрушали, грабили, сжигали)
- Смута стала суровым испытанием и для церкви.Находившиеся в Москве в годы Смуты поляки не только разграбили церковную утварь и осквернили мощи святых, но и уничтожили при отступлении почти все 450 московских церквей. Массовым явлением были убийства служителей церкви, взятие их в заложники. В числе пленных оказался и фактический глава Русской православной церкви митрополит Филарет. Но все это не сломило, а наоборот, укрепило духовные силы верующих в священнослужителей.
2. Патриарх Филарет. (сл. 3) После 8-ми летнего пребывания в польском плену отец царя Михаила митрополит Филарет в 1619 году возвратился в Москву. Участники церковного Собора избрали его новым патриархом Московским и всея Руси. При нем роль и значение церкви в жизни государства значительно возросли. - Почему? Он был, по существу, вторым царем: все доклады о государственных делах царь и патриарх заслушивали совместно, а решения Михаил никогда не принимал без согласия отца. Бывало и такое, что по чисто государственным вопросам распоряжения отдавал один патриарх. - Главное, что удалось добиться Филарету, - укрепить авторитет и власть царя Михаила Федоровича. Однако многие вопросы церковного характера так и не были решены при нем. Среди них главным был вопрос обновления церковных книг и обрядов.
3. Реформа патриарха Никона. (сл. 4) В середине 17 века стало ясно, что в русских церковных книгах, переписывающихся от руки из века в век, имеется много описок и искажений текста в сравнении с оригиналом. Немало сомнений вызывали обычаи многоголосия во время церковной службы, когда все молились используя разные молитвы, крещения пальцами. (сл.5) По отношению к этому вопросу мнения верующих разделились. 1) Одни предлагали исправить церковные книги и обряды, вернувшись к древнерусским обрядам. 2) Другие считали, что следует обратиться не к книгам столетней давности, а к самим греческим источникам, с которых они в свое время переписывались.
(сл.6) Новым главой Русской православной церкви был избран Никон – митрополит новгородский. Ему и было поручено провести церковную реформу. 2) работа по учебнику: - Давайте познакомимся с биографией патриарха Никона. стр.57-58. (сл. 7) В 1653-1655 годах началось осуществление церковной реформы. Было введено:
- Крещение тремя пальцами;
- Поясные поклоны вместо земных;
- Исправлены по греческим образцам иконы и церковные книги.
- Как вы думаете, как восприняло население эти нововведения? - Эти изменения вызвали протест широких слоев населения. К тому же начавшаяся война с Речью Посполитой связанные с ней жертвы и утраты простые люди расценивали как Божью кару за нарушение церковных традиций. Созванный в 1654 году церковный Собор одобрил реформу, но предложил привести действующие обряды в соответствии не только с греческой, но и с русской традицией.
4. Усиление разногласий между церковной и светской властью. (сл. 8) Новый патриарх был человеком своенравным, волевым и даже фанатичным. Получив необъятную власть над верующими, он вскоре выступил с идеей первенства церковной власти над царской и предложил Алексею Михайловичу разделить с ним власть по примеру царя Михаила Федоровича и патриарха Филарета. - Как вы думаете отреагировал Михаил Фёдорович на такое предложение? - Это заявления и нравоучения патриарха царь не пожелал долго терпеть. Он перестал ходить на патриаршие богослужения в Успенском соборе, приглашать Никона на государственные приемы. Это было серьезным ударом по самолюбию патриарха. Во время одной из проповедей в Успенском соборе он заявил о сложении патриарших обязанностей и удалился в Воскресенский монастырь. Там Никон стал ждать, что царь раскается и будет просить его вернуться в Москву. Однако Алексей Михайлович поступил совсем иначе. Он стал готовить церковный суд над Никоном, для чего пригласил в Москву православных патриархов из других стран.
4) работа по учебнику: Стр. 59 – « Церковный собор» - Давайте прочитаем о том, как состоялся Церковный суд над Никоном.
5) рассказ учителя: 6. Протопоп Аввакум. Выдающимся руководителем старообрядцев выступал протопоп Аввакум. - Давайте запишем определение: (сл. 9)
Протопоп – обиходное название старшего православного священника.
(сл. 10) С юных лет посвятив себя церкви, он был активным сторонником и праведником благочестивого образа жизни. Реформы Никона он воспринял резко отрицательно. За свои взгляды он был лишен места в московском Казанском соборе, а затем арестован и заключен в монастырь. Позже Аввакум был сослан с семьей в Сибирь.
(сл. 11) Куда бы ни бросала его судьба, Аввакум вел активную пропаганду старообрядческих идей и принципов. В 1664 году он вернулся в Москву, где царь и другие знакомые тщетно убеждали его смириться с церковной реформой. За свой отказ на церковном Соборе 1666-1667 годов Аввакум был предан церковному проклятию и расстрижен из священников, а затем вновь заключен в темницу. За свою непокорность и непримиримость Аввакум был приговорен церковным Собором 1681-1682 годов к Казни. 11 апреля 1862 года «неистовый протопоп» и его сподвижники были заживо сожжены.
Таким образом, церковь, укрепившая свои позиции после Смуты, пыталась занять господствующее положение в политической системе страны. Однако в условиях усиления самодержавия это привело к конфликту власти и церкви. Поражение церкви в этом столкновении подготовило почву для превращения ее в придаток государственной власти.
5. Подведение итога урока Вопросы на стр. 60 6. Домашнее задание: Параграф 7, вопросы, записи, повторить термины, рабочая тетрадь.


Презентация содержит 14 слайдов. Скачать конспект урока и презентацию, объемом 527 Кб, можно совершенно бесплатно.

|