Наталья Романовна Журавлёва учитель начальных классов МОУ СОШ №1 г.Черепанова Новосибирской области
Тематическая смена «Волшебная страна (7 подземных королей)»
Лагерь – это место, где каждый ребенок может состояться как уникальная личность…
Лагерь – это большая, умная Игра, которая помогает детям радоваться жизни, праздновать жизнь практически ежечасно. С.А.Шмаков
Информационная карта
- Полное название программы
|
«Волшебная страна»
|
|
Цель для подростка – осознать себя и свою значимость в коллективе, проверить себя и свои возможности через игру, приобрести жизненный опыт, содержательно общаться в разновозрастном коллективе, развивать творческие способности, весело и хорошо отдохнуть летом. Цель для педагога – воспитать в детях милосердие, чувство сопереживания, терпимость, создать ситуацию Успеха, изучить ценностные ориентации, способности, потребности, мотивы к творческой деятельности.
|
|
С дневным пребыванием
|
|
-спортивно-оздоровительное; -гражданско-патриотическое; -нравственно-этическое; -творческо-познавательное.
|
|
Программа лагеря построена на основе сюжетно-ролевой игры по сказочной повести А. Волкова «Семь подземных королей». Участниками игры становятся все дети и взрослые лагеря, им присваивается звание «рудокопов», которым предстоит раскопать «Священный источник» и открыть себе путь в Волшебную страну, для этого дети должны «перекопать» уголки своей души, своих знаний и умений и найти свое место в деле общего успеха. Отряды «рудокопов» имеют карту, на которой в ходе игры появляются знаки, указывающие на то, что очередной этап пройден успешно (знаками являются «волшебные алмазы» - талисманы против усыпительной воды). Во время игры (основной период) «Лабиринты бриллиантовой пещеры» команды должны преодолеть все тупики, перевалы и развилки. Каждое утро «Правители стран» ведут «раскопки» и отряд выполняет столько заданий игры, сколько «алмазов» будет найдено. В течение дня отряд выполняет различные задания-конкурсы, чем меньше «алмазов» найдено, тем сложнее задание. Итогом периода является право выхода команды из подземелья в «Волшебную страну», первой будет та команда, которая быстрее всех «усыпит» короля и получит Чудесный свисток Королевы мышей Рамины.
|
|
- Общее оздоровление детей, укрепление их здоровья
- Развитие стремления у детей и педагогов к самореализации
- Формирование коллектива единомышленников - детей и педагогов, взаимодействующих в психологически комфортном климате лагеря на принципах содружества, сотрудничества и сотворчества
- Получение участниками смены умений и навыков индивидуальной и коллективной творческой и трудовой деятельности, соуправления, социальной активности
- Мотивация на дальнейшее творчество и познавательную деятельность по окончании летней смены
- Личностный рост участников смены.
- Освоение, усвоение и присвоение детьми и подростками традиций лагеря: Добра и Справедливости, Дружеской Помощи и Поддержки, Патриотизма и Гражданственности, Игры и Романтики и др.
|
|
Зам.Начальника лагеря по ВР: Журавлёва Н.Р. Старшая вожатая: Роева Е.С.
|
|
Ул.Цыцаркина, 1а, тел. 23-607
|
|
Черепановский район, г.Черепаново, МОУ СОШ №1
|
- Количество детей, участников программы
|
250 человек
|
|
1 смена
|
|
1
|
- Имеющийся опыт реализации программы
|
Данная программа будет апробироваться впервые
|
- Финансовое обеспечение программы
|
Средства: -МОУ СОШ №1; -Муниципальный бюджет; -Областной бюджет; -Благотворительные взносы родителей.
|
- Особая информация и примечания.
|
В основе программы лежит педагогика деятельности и педагогика отношений.
|
Пояснительная записка
Государственная политика в интересах поддержки каникулярного отдыха детей осуществляется в процессе создания в России благоприятных правовых, социальных, экологических условий, обеспечивающих детям отдых и оздоровление, необходимых для гармоничного физического и духовного развития. На базе МОУ СОШ №1 г. Черепанова ежегодно работает летний лагерь с дневным пребыванием по различным тематикам и программам. Данная программа «Волшебная страна (7 подземных королей)» рассчитана на 18 дней. Участники – дети 7-14 лет: В основе программы лежит педагогика деятельности и педагогика отношений. Основная предпосылка педагогики деятельности: личность развивается в процессе деятельности, поэтому воспитание должно осуществляться при «включении» ребенка в осмысленную деятельность. Воспитывающая деятельность более эффективна, если она имеет коллективный характер. Идея педагогики отношения – подлинное существование человека возможно, только в точке соприкосновения с другими, т.е. в сфере межличностных отношений. Педагогика отношений развивает личностно-ориентированный подход. Забота о развитии ребенка, наиболее удачно, выражается во внимании к той системе отношений, в которых он живет и развивается. Поэтому основная задача педагогов – учить детей пониманию отношений. В последнее время наблюдается резкий спад в желании детей участвовать в коллективных делах. Дети почти не знают игр, не умеют организовывать свой досуг. Их внутренний мир состоит из сплошных комплексов, затрудняющих общение. Многие не могут выражать свои эмоции, чувства, принять участие в беседе, убеждать и слушать. Учитывая все это, в программе подобраны игры, конкурсы, развлечения, направленные на раскрепощение ребенка, на развитие его гуманистических, этических и волевых качеств. Программа лагеря построена на основе сюжетно-ролевой игры по сказочной повести А. Волкова «Семь подземных королей». В ходе лагерной смены организуются 3 тематических периода: I «Я все смогу»; II «Если с другом вышел в путь»; III «Я, ты, он, она – вместе целая страна». Деятельность в каждый тематический период направлена на решение общих задач программы и логически продолжает сюжетно-ролевую игру «Лабиринты подземной страны». Участниками игры становятся все дети и взрослые лагеря, им присваивается звание «рудокопов» которым предстоит раскопать «Священный источник» и открыть себе путь в Волшебную страну, для этого дети должны «перекопать» уголки своей души, своих знаний и умений и найти свое место в деле общего успеха. Игра имеет свои законы, принципы построения, но несмотря на это наблюдается ее многовариативность, используются некоторые психологические приемы и методы: - эмпатия (способность к самопереживанию); - рефлексия (процесс анализа и самоанализа) - методика выбора.
Программа будет носить следующий характер:
- По уровню разработки – программа школьного лагеря дневного пребывания .
- По направленности – комплексная, так как объединяет различные направления отдыха, оздоровления, воспитания и дополнительного образования детей и другой деятельности детского временного коллектива.
- По продолжительности – краткосрочная, так как реализуется только в июне месяце 2013 года.
- По форме составления – модифицированная, так как в основе ее использованы Интернет-источники
- По целевой направленности – образовательно – досуговая, так как предусматривается работа не только по организации отдыха и оздоровления, но и дополнительного образования детей.
Наш лагерь имеет достаточный потенциал, опыт организации летнего отдыха. Организация летнего отдыха осуществляется по направлениям: 1. Деятельность по развитию интеллектуальных и художественно-творческих способностей и взаимоотношений. 2. Деятельность по совершенствованию коммуникативных качеств и культуры общения. 3. Деятельность, помогающая приобрести опыт организатора, лидера. 4. Деятельность, расширяющая опыт бережного отношения друг к другу, к младшим. 5. Деятельность по формированию потребности создавать вокруг себя мажорную эмоционально-психологическую атмосферу. 6. Деятельность по развитию умений преодолевать трудности и собственные слабости. 7. Деятельность, формирующая трудовые навыки, навыки самообслуживания, обустройства быта. 8. Деятельность по развитию патриотических чувств, устремленности познавать мир.
Игра предполагает 2 уровня целеполагания.
Цель для подростка – осознать себя и свою значимость в коллективе, проверить себя и свои возможности через игру, весело и хорошо отдохнуть летом. Цель для педагога – воспитать в детях милосердие, чувство сопереживания, терпимость, создать ситуацию Успеха, изучить ценностные ориентации, способности, потребности, мотивы к творческой деятельности.
Задачи программы
- Осуществить подбор квалифицированных педагогических кадров и провести предлагерное обучение
- Создать условия развивающей среды, предоставляющей ребенку возможность для самореализации на индивидуальном личностном потенциале.
- Предоставить участникам программы для индивидуального выбора максимальное количество направлений деятельности дополнительного образования детей
- Обеспечить непрерывность процесса обучения и воспитания школьников в период летнего отдыха через организацию интересного, полезного и полноценного летнего отдыха для детей и подростков
- Развивать социальную активность, лидерские качества, формировать компетенции, связанные с самоорганизацией и организации других (организовать деятельность детей и взрослых на основе соуправления)
- Способствовать уменьшению факторов риска, приводящих к правонарушениям, и увеличению процента охвата учащихся «группы риска» организационными формами занятости.
- Развивать и укреплять связи школы, семьи, общественности, учреждений дополнительного образования и культуры в организации каникулярного отдыха, занятости детей и подростков.
Концепция программы
Концептуальные основы деятельности. Детский школьный лагерь дневного пребывания – это место, где может быть очень эффективно построена педагогическая работа по созданию развивающей образовательной среды ребенка через включение его в разнообразные виды деятельности с целью его успешной самореализации. Главным направлением в работе воспитателей и вожатых является педагогическая поддержка и помощь в индивидуальном развитии ребенка. В систему педагогической поддержки включается и психологическая, и социальная, и оздоровительная – поскольку все они интегрируются. Создание комфортной психологической среды для каждого ребенка предполагает помощь в обретении внутренней свободы, раскованности в проявлении своих эмоций. Организация творческого пространства предоставляет возможность реализовать свои способности, либо определиться в каком – либо направлении деятельности. Методическое проектирование лагеря «Маленькая страна» опирается на признанные достижения современной отечественной и зарубежной педагогики. При создании концепции программы оздоровительного лагеря преследовались следующие идеи:
- Идея первичности личности по отношению к обществу (А.Маслоу, Д. Грин, К. Роджерс, Б.Ананьев).
- Идея опоры на базовые потребности ребенка (В.Сухомлинский, Ш. Амонашвили).
- Идея совместной деятельности взрослых и детей в процессе воспитания (В.Сухомлинский, А.С.Макаренко).
- Идея развития личности в процессе воспитания (В. Бехтерев, И. Блонский, Л.С. Выготский)
- Идея совместной деятельности взрослых и детей в процессе воспитания (В.Сухомлинский, А.С.Макаренко).
Физическое благополучие – сохранение и укрепление ребенком своего здоровья
Психологическое благополучие – комфортное пребывание ребенка в лагере, снятие стрессовых и конфликтных ситуаций. Создание в коллективе благоприятной атмосферы.
Интеллектуальное благополучие - реализация интеллектуального потенциала, расширение кругозора, приобретение новых знаний умений и навыков;
Социальное благополучие – формирование активной жизненной позиции, возможность самореализации, многообразие социальных проб. Социальный статус в коллективе. Возможность самоопределения и совершения выбора.
Принципы программы
Программа летнего оздоровительного лагеря «Маленькая страна» опирается на следующие принципы: 1. Принцип гуманизации отношений: построение всех отношений на основе уважения и доверия к человеку, на стремлении привести его к успеху. Через идею гуманного подхода к ребенку, родителям, сотрудникам лагеря необходимо психологическое переосмысление всех основных компонентов педагогического процесса. 2. Принцип соответствия типа сотрудничества психологическим возрастным особенностям учащихся и типу ведущей деятельности: результатом деятельности воспитательного характера является сотрудничество ребенка и взрослого, которое позволяет воспитаннику лагеря почувствовать себя творческой личностью. 3. Принцип демократичности: участие всех детей в программе развития творческих способностей. 4. Принцип дифференциации воспитания: дифференциация в рамках летнего оздоровительного лагеря предполагает: - отбор содержания, форм и методов воспитания в соотношении с индивидуально-психологическими особенностями детей; - создание возможности переключения с одного вида деятельности на другой в рамках смены (дня); - взаимосвязь всех мероприятий в рамках тематики дня; - активное участие детей во всех видах деятельности. 5. Принцип творческой индивидуальности: творческая индивидуальность – это характеристика личности, которая в самой полной мере реализует, развивает свой творческий потенциал.
Особенности воспитательного процесса:
- общность взрослых и детей; - создание в коллективном творчестве новых традиций; - передача опыта старших детей младшим; - 3 основных методических блока: I - деловые игры II - игровые ситуации III - тренинги Показатели развития личности ребенка:
- углубление и расширение знаний о себе (о своих интересах, способностях и возможностях); - развитие у детей интереса к социальной жизни, готовности участвовать в решении круга социальных проблем; - гуманизация деловых отношений в коллективе, проявление заботы и взаимной ответственности; - расширение зоны интеллектуального развития ребенка; - показатели оздоровления детей
САМОУПРАВЛЕНИЕ В ЛАГЕРЕ. Организационно управленческая структура лагеря опирается на принципы:
- поддержки и признания детской инициативы;
- индивидуального подхода;
- самостоятельности и ответственности;
- свободного выбора и самоопределения;
- единства цели;
- разновозрастного подхода;
- взаимоподдержки и взаимопомощи;
- самоуправления.
Самоуправление – не управление без взрослых. В лагере создан Большой совет, в него входят министры по различным направлениям, Хранители времени. Совет отвечает на вопрос: «Что делаем сейчас? Что будем делать после?». Координация деятельности происходит при «анализе дневных событий», где анализируются все дела, проблемы, ситуации. На Большом совете можно согласовать действия по выполнению какого-либо мероприятия, проекта, найти точку соприкосновения, если нужно объединиться для решения какой-либо проблемы. Каждый день заканчивается Малым советом, где все рассказывают о проделанной работе, намечают планы на следующий день, поднимают любые темы, важные для лагеря, просто общаются, мечтают. Заседание Большого совета проводится 1 раз в неделю. На заседании Большого совета приглашаются Властелины Подземелий (командиры отрядов) для отчета о жизнедеятельности «Страны». Обязанности членов Большого совета. Хранители Времени (2 чел.) – отвечают за организацию жизнедеятельности всех «стран» (занятия в мастерских, хобби-классах, руководство самоуправлением, проведение Малого Совета) Министр информации – выбирается, информирует «страны» о важных событиях, организует работу Летописцев. Министр врачевания – организует утренние зарядки, следит за соблюдением правил гигиены, взаимодействует с начальником отдела питания, помогает организовывать спортивные игры, контролирует соблюдение режима дня, организует дежурство в столовой. Министр по внешним связям – поддерживает отношения между «странами», участвует в подготовке и проведении экскурсий по достопримечательным местам города. Министр культуры – организует участие в лагерных мероприятиях, участвует в подготовке и проведении «ключевых» дел. Министр труда – организует трудовые десанты. Министр образования – контролирует посещаемость занятий в мастер-классе, хобби-классе, оказывает помощь в реализации проектов. Властелины подземелий (10 чел.) – отвечают за организацию жизнедеятельности в своей «Стране», создают условия для достижения ситуации Успеха ребенком. Малый совет собирается в конце дня, для подведения итогов, корректировки плана на следующий день, его проводят Хранители Времени .
Сменное лидерство
Каждый ребенок имеет право выбирать и быть избранным лидером дня – капитаном. Условия выбора властелина подземелья: на отрядном огоньке, анализируя прожитый в лагере день, ребята выбирают голосованием достойного возглавить отряд, приводят аргументы в пользу своего кандидата. Властелин подземелья – надежный помощник вожатого. Ему дается право сдачи рапорта, участия в жеребьевке, высказывание мнения отряда на Общем сборе. Властелин подземелья имеет свои отличительные лидерские знаки(повязку на голову). Функции властелина подземелья:
- координирует деятельность отряда в течение дня;
- информирует отряд о планах работы на день;
- оказывает помощь вожатым в решении организационных задач;
- участвует в работе Малого и Большого совета.
Объективные факторы работы лагеря
Модель лагеря имеет ряд объективных факторов, которые и определяют специфику её работы:
- Временный характер детского объединения.
- Разнообразная деятельность – насыщенность всего периода разноплановой интересной деятельностью делают пребывание в лагере очень привлекательным для детей, которые в силу своего возраста стремятся «попробовать всё и успеть везде». В летнем оздоровительном лагере предлагается самый разнообразный спектр занятий.
- Интенсивность освоения детьми различных видов деятельности – заинтересованность ребёнка каким-либо делом посредством достижения последующего определённого положительного результата. В этом смысле личностно-ориентированный подход означает, что степень интенсивности должна быть адекватна индивидуальным возможностям человека.
- Изменение позиции ребёнка – своеобразное разрушение прежнего, подчас негативного, стереотипа поведения «трудных», неблагополучных детей
- Чёткий режим жизнедеятельности – рациональная организация всей жизнедеятельности детей.
Многие дети из года в год посещают лагерь дневного пребывания, поэтому вся деятельность лагеря должна способствовать как формированию традиционных основ деятельности (они способствуют формированию системы воспитательной работы с детьми и педагогическим коллективом и т.д.), так и ежегодному инновационному содержательному наполнению его концептуальной модели, что позволяет организовывать деятельность лагеря в режиме развития, а не функционирования.
Этапы реализации программы
- Мероприятия по организации лагеря дневного пребывания «Маленькая страна»
- План-график мероприятий программы «Волшебная страна»
- Условия реализации программы
- Схема управления программой
- Система контроля за реализацией программы
- Список литературы
Скачать архив программы в текстовом формате 97 Кб

|