Главная Летний лагерь Программа Летнего школьного лагеря с дневным пребыванием «Маленькая страна»
Программа Летнего школьного лагеря с дневным пребыванием «Маленькая страна»
24.01.2014 11:01
Наталья Романовна Журавлёва
учитель начальных классов
МОУ СОШ №1
г.Черепанова Новосибирской области

Тематическая смена
«Волшебная страна (7 подземных королей)»

 

Лагерь – это место, где каждый ребенок
может состояться как уникальная личность…

Лагерь – это большая, умная Игра,
которая помогает детям радоваться жизни,
праздновать жизнь практически ежечасно.
С.А.Шмаков

Информационная карта

  • Полное название программы

«Волшебная страна»

  • Цель

Цель для подростка – осознать себя и свою значимость в коллективе, проверить себя и свои возможности через игру, приобрести жизненный  опыт, содержательно общаться  в разновозрастном коллективе, развивать творческие способности, весело и хорошо отдохнуть летом.
Цель для педагога – воспитать в детях милосердие, чувство сопереживания, терпимость, создать ситуацию Успеха, изучить ценностные ориентации, способности, потребности, мотивы к творческой деятельности.

  • Тип лагеря

С дневным пребыванием

  • Направления деятельности

-спортивно-оздоровительное;
-гражданско-патриотическое;
-нравственно-этическое;
-творческо-познавательное.

  • Краткое содержание

Программа лагеря построена на основе сюжетно-ролевой игры по сказочной повести
А. Волкова «Семь подземных королей». Участниками игры становятся все дети и взрослые лагеря, им присваивается звание «рудокопов», которым предстоит раскопать «Священный источник» и открыть себе путь в Волшебную страну, для этого дети должны «перекопать» уголки своей души, своих знаний и умений и найти свое место в деле общего успеха. Отряды «рудокопов» имеют карту, на которой в ходе игры появляются знаки, указывающие на то, что очередной этап пройден успешно (знаками являются «волшебные алмазы» - талисманы против усыпительной воды). Во время игры (основной период) «Лабиринты бриллиантовой пещеры» команды должны преодолеть все тупики, перевалы и развилки. Каждое утро «Правители стран» ведут «раскопки» и отряд выполняет столько заданий игры, сколько «алмазов» будет найдено. В течение дня отряд выполняет различные задания-конкурсы, чем меньше «алмазов» найдено, тем сложнее задание. Итогом периода является право выхода команды из подземелья в «Волшебную страну», первой будет та команда, которая быстрее всех «усыпит» короля и получит Чудесный свисток Королевы мышей Рамины.

  • Ожидаемые результаты
  • Общее оздоровление детей, укрепление их здоровья
  • Развитие стремления у детей и педагогов к самореализации
  • Формирование коллектива  единомышленников - детей и педагогов, взаимодействующих  в  психологически комфортном климате лагеря на принципах содружества, сотрудничества и сотворчества
  • Получение участниками смены умений и навыков  индивидуальной и коллективной творческой и трудовой деятельности, соуправления, социальной активности
  • Мотивация на дальнейшее творчество и познавательную деятельность по окончании летней смены
  • Личностный рост участников смены.
  • Освоение, усвоение и присвоение детьми и подростками  традиций  лагеря: Добра и Справедливости,  Дружеской  Помощи и Поддержки, Патриотизма и Гражданственности, Игры и  Романтики  и др.
  • Авторы программы

Зам.Начальника лагеря  по ВР: Журавлёва Н.Р.
Старшая вожатая: Роева Е.С.

  • Адрес организации

Ул.Цыцаркина, 1а, тел. 23-607

  • География участников

Черепановский район, г.Черепаново, МОУ СОШ №1

  • Количество детей, участников программы

250 человек

  • Сроки проведения

1 смена

  • Количество смен

1

  • Имеющийся опыт реализации программы

Данная программа будет апробироваться впервые

  • Финансовое обеспечение программы

Средства:
-МОУ СОШ №1;
-Муниципальный бюджет;
-Областной  бюджет;
-Благотворительные взносы родителей.

  • Особая информация и примечания.

В основе программы лежит педагогика деятельности и педагогика отношений.

Пояснительная записка

Государственная политика в интересах поддержки каникулярного отдыха детей осуществляется в процессе создания в России благоприятных правовых, социальных, экологических условий, обеспечивающих детям отдых и оздоровление, необходимых для гармоничного физического и духовного развития.
На базе МОУ СОШ №1 г. Черепанова ежегодно работает летний лагерь с дневным пребыванием по различным тематикам и программам. Данная программа «Волшебная страна (7 подземных королей)» рассчитана на 18 дней.
Участники – дети 7-14 лет:
В основе программы лежит педагогика деятельности и педагогика отношений. Основная предпосылка педагогики деятельности: личность развивается в процессе деятельности, поэтому воспитание должно осуществляться при «включении» ребенка в осмысленную деятельность. Воспитывающая деятельность более эффективна, если она имеет коллективный характер. Идея педагогики отношения – подлинное существование человека возможно, только в точке соприкосновения с другими, т.е. в сфере межличностных отношений. Педагогика отношений развивает личностно-ориентированный подход. Забота о развитии ребенка, наиболее удачно, выражается во внимании к той системе отношений, в которых он живет и развивается. Поэтому основная задача педагогов – учить детей пониманию отношений. В последнее время наблюдается резкий спад в желании детей участвовать в коллективных делах. Дети почти не знают игр, не умеют организовывать свой досуг. Их внутренний мир состоит из сплошных комплексов, затрудняющих общение. Многие не могут выражать свои эмоции, чувства, принять участие в беседе, убеждать и слушать. Учитывая все это, в программе подобраны игры, конкурсы, развлечения, направленные на раскрепощение ребенка, на развитие его гуманистических, этических и волевых качеств.
Программа лагеря построена на основе сюжетно-ролевой игры по сказочной повести
А. Волкова «Семь подземных королей». В ходе лагерной смены организуются
3 тематических периода:
I «Я все смогу»;
II «Если с другом вышел в путь»;
III «Я, ты, он, она – вместе целая страна».
Деятельность в каждый тематический период направлена на решение общих задач  программы и логически продолжает сюжетно-ролевую игру «Лабиринты подземной страны». Участниками игры становятся все дети и взрослые лагеря, им присваивается звание «рудокопов» которым предстоит раскопать «Священный источник» и открыть себе путь в Волшебную страну, для этого дети должны «перекопать» уголки своей души, своих знаний и умений и найти свое место в деле общего успеха. Игра имеет свои законы, принципы построения, но несмотря на это наблюдается ее многовариативность, используются некоторые психологические приемы и методы:
- эмпатия (способность к самопереживанию);
- рефлексия (процесс анализа и самоанализа)
- методика выбора.

Программа  будет носить следующий характер:

  • По уровню разработки – программа школьного лагеря дневного пребывания .
  • По направленности – комплексная, так как объединяет различные направления отдыха, оздоровления, воспитания и дополнительного образования детей  и другой деятельности детского временного коллектива.
  • По продолжительности – краткосрочная, так как реализуется только в июне месяце  2013 года.
  • По форме составления – модифицированная, так как в основе ее использованы  Интернет-источники
  • По целевой направленности – образовательно – досуговая, так как предусматривается работа не только по организации отдыха и оздоровления, но и дополнительного образования детей.

Наш лагерь имеет достаточный потенциал, опыт организации летнего отдыха.
Организация летнего отдыха осуществляется по направлениям:
1.      Деятельность по развитию интеллектуальных и художественно-творческих способностей и взаимоотношений.
2.      Деятельность по совершенствованию коммуникативных качеств и культуры общения.
3.      Деятельность, помогающая приобрести опыт организатора, лидера.
4.      Деятельность, расширяющая опыт бережного отношения друг к другу, к младшим.
5.      Деятельность по формированию потребности создавать вокруг себя мажорную эмоционально-психологическую атмосферу.
6.      Деятельность по развитию умений преодолевать трудности и собственные слабости.
7.      Деятельность, формирующая трудовые навыки, навыки самообслуживания, обустройства быта.
8.      Деятельность по развитию патриотических чувств, устремленности познавать мир.

Игра предполагает 2 уровня целеполагания.

Цель для подростка – осознать себя и свою значимость в коллективе, проверить себя и свои возможности через игру, весело и хорошо отдохнуть летом.
Цель для педагога – воспитать в детях милосердие, чувство сопереживания, терпимость, создать ситуацию Успеха, изучить ценностные ориентации, способности, потребности, мотивы к творческой деятельности.

Задачи программы

  • Осуществить подбор квалифицированных педагогических кадров и провести предлагерное обучение
  • Создать условия развивающей среды, предоставляющей ребенку возможность для самореализации на индивидуальном личностном потенциале.
  • Предоставить участникам программы для  индивидуального выбора  максимальное количество направлений деятельности дополнительного образования детей
  • Обеспечить непрерывность процесса обучения и воспитания школьников в период летнего отдыха через организацию интересного, полезного и полноценного летнего отдыха для детей и подростков
  • Развивать социальную активность, лидерские качества, формировать компетенции, связанные с самоорганизацией и организации других (организовать деятельность  детей и взрослых на основе соуправления)
  • Способствовать уменьшению факторов риска, приводящих к правонарушениям, и увеличению процента охвата учащихся «группы риска» организационными формами занятости.
  • Развивать и укреплять связи школы, семьи, общественности, учреждений дополнительного образования и культуры в организации каникулярного отдыха, занятости детей и подростков.

Концепция программы

Концептуальные основы деятельности.
Детский школьный  лагерь дневного пребывания – это место, где может быть очень эффективно построена педагогическая работа по созданию развивающей образовательной среды  ребенка через включение его в разнообразные виды деятельности с целью его  успешной самореализации.
Главным направлением в работе воспитателей и вожатых является педагогическая поддержка и помощь в индивидуальном развитии ребенка. В систему педагогической поддержки включается и психологическая, и социальная, и оздоровительная – поскольку все они интегрируются.
Создание комфортной  психологической среды для каждого ребенка предполагает помощь в обретении внутренней свободы, раскованности в проявлении своих эмоций.
Организация творческого пространства предоставляет возможность реализовать свои способности, либо определиться в каком – либо направлении деятельности.
Методическое проектирование лагеря «Маленькая страна» опирается на признанные достижения современной  отечественной и зарубежной педагогики.
При создании концепции программы оздоровительного лагеря преследовались следующие идеи:

  • Идея первичности личности по отношению к обществу (А.Маслоу, Д. Грин, К. Роджерс, Б.Ананьев).
  • Идея опоры на базовые потребности ребенка (В.Сухомлинский, Ш. Амонашвили).
  • Идея совместной деятельности взрослых и детей в процессе воспитания (В.Сухомлинский, А.С.Макаренко).
  • Идея развития личности в процессе воспитания (В. Бехтерев, И. Блонский, Л.С. Выготский)
  • Идея совместной деятельности взрослых и детей в процессе воспитания (В.Сухомлинский, А.С.Макаренко).
  • Физическое благополучие – сохранение и укрепление ребенком своего здоровья
  • Психологическое благополучие – комфортное пребывание ребенка в лагере, снятие стрессовых и конфликтных ситуаций. Создание в коллективе благоприятной атмосферы.
  • Интеллектуальное благополучие -  реализация интеллектуального потенциала, расширение кругозора,  приобретение новых знаний умений и навыков;
  • Социальное благополучие – формирование активной жизненной позиции, возможность самореализации, многообразие социальных проб. Социальный статус в коллективе. Возможность самоопределения и совершения выбора.
  • Принципы программы


    Программа  летнего оздоровительного лагеря «Маленькая страна» опирается на следующие принципы:
    1. Принцип гуманизации отношений: построение всех отношений на основе уважения и доверия к человеку, на стремлении привести его к успеху. Через идею гуманного подхода к ребенку, родителям, сотрудникам лагеря необходимо психологическое переосмысление всех основных компонентов педагогического процесса.
    2. Принцип соответствия типа сотрудничества психологическим возрастным особенностям учащихся и типу ведущей деятельности: результатом деятельности воспитательного характера  является сотрудничество ребенка и взрослого, которое позволяет воспитаннику лагеря почувствовать себя творческой личностью.
    3. Принцип демократичности: участие всех детей  в программе  развития творческих способностей.
    4. Принцип  дифференциации  воспитания: дифференциация в рамках летнего оздоровительного лагеря предполагает:
    - отбор содержания, форм и методов воспитания в соотношении с индивидуально-психологическими особенностями детей;
    - создание возможности переключения с одного вида деятельности на другой в рамках смены (дня);
    - взаимосвязь всех мероприятий в рамках тематики дня;
    - активное участие детей во всех видах деятельности.
    5. Принцип  творческой индивидуальности: творческая индивидуальность – это  характеристика  личности, которая в самой полной мере реализует, развивает свой творческий потенциал.

    Особенности воспитательного процесса:

    - общность взрослых и детей;
    - создание в коллективном творчестве новых традиций;
    - передача опыта старших детей младшим;
    - 3 основных методических блока: I - деловые игры
    II - игровые ситуации
    III - тренинги
    Показатели развития личности ребенка:

    - углубление и расширение знаний о себе (о своих интересах, способностях и возможностях);
    - развитие у детей интереса к социальной жизни, готовности участвовать в решении круга социальных проблем;
    - гуманизация деловых отношений в коллективе, проявление заботы и взаимной ответственности;
    - расширение зоны интеллектуального развития ребенка;
    - показатели оздоровления детей


    САМОУПРАВЛЕНИЕ В ЛАГЕРЕ.
    Организационно управленческая структура лагеря опирается на принципы:

    • поддержки и признания детской инициативы;
    • индивидуального подхода;
    • самостоятельности и ответственности;
    • свободного выбора и самоопределения;
    • единства цели;
    • разновозрастного подхода;
    • взаимоподдержки и взаимопомощи;
    • самоуправления.

    Самоуправление – не управление без взрослых.
    В лагере создан Большой совет, в него входят министры по различным направлениям, Хранители времени. Совет отвечает на вопрос: «Что делаем сейчас? Что будем делать после?». Координация деятельности происходит при «анализе дневных событий», где анализируются все дела, проблемы, ситуации. На Большом совете можно согласовать действия по выполнению какого-либо мероприятия, проекта, найти точку соприкосновения, если нужно объединиться для решения какой-либо проблемы. Каждый день заканчивается Малым советом, где все рассказывают о проделанной работе, намечают планы на следующий день, поднимают любые темы, важные для лагеря, просто общаются, мечтают.
    Заседание Большого совета проводится 1 раз в неделю. На заседании Большого совета приглашаются Властелины Подземелий (командиры отрядов) для отчета о жизнедеятельности «Страны».
    Обязанности членов Большого совета.
    Хранители Времени (2 чел.) – отвечают за организацию жизнедеятельности всех «стран» (занятия в мастерских, хобби-классах, руководство самоуправлением, проведение Малого Совета)
    Министр информации – выбирается, информирует «страны» о важных событиях, организует работу Летописцев.
    Министр врачевания – организует утренние зарядки, следит за соблюдением правил гигиены, взаимодействует с начальником отдела питания, помогает организовывать спортивные игры, контролирует соблюдение режима дня, организует дежурство в столовой.
    Министр по внешним связям – поддерживает отношения между «странами», участвует в подготовке и проведении экскурсий по достопримечательным местам города.
    Министр культуры – организует участие в лагерных мероприятиях, участвует в подготовке и проведении «ключевых» дел.
    Министр труда – организует трудовые десанты.
    Министр образования – контролирует посещаемость занятий в мастер-классе, хобби-классе, оказывает помощь в реализации проектов.
    Властелины подземелий (10 чел.) – отвечают за организацию жизнедеятельности в своей «Стране», создают условия для достижения ситуации Успеха ребенком.
    Малый совет собирается в конце дня, для подведения итогов, корректировки плана на следующий день, его проводят Хранители Времени .

    Сменное лидерство

    Каждый ребенок имеет право выбирать и быть избранным лидером дня – капитаном. Условия выбора властелина подземелья: на отрядном огоньке, анализируя прожитый в лагере день, ребята выбирают голосованием достойного возглавить отряд, приводят аргументы в пользу своего кандидата. Властелин подземелья – надежный помощник вожатого. Ему дается право  сдачи рапорта, участия в жеребьевке, высказывание мнения отряда на Общем сборе. Властелин подземелья  имеет свои отличительные лидерские знаки(повязку на голову).
    Функции властелина подземелья:

    • координирует деятельность отряда в течение  дня;
    • информирует отряд о планах работы на день;
    • оказывает помощь вожатым в решении организационных задач;
    • участвует в работе Малого и Большого совета.

    Объективные факторы работы лагеря

    Модель лагеря имеет ряд объективных факторов, которые и определяют специфику её работы:

    • Временный характер детского объединения.
    • Разнообразная деятельность – насыщенность всего периода разноплановой интересной деятельностью делают пребывание в лагере очень привлекательным для детей, которые в силу своего возраста стремятся «попробовать всё и успеть везде». В летнем оздоровительном лагере предлагается самый разнообразный спектр занятий.
    • Интенсивность освоения детьми различных видов деятельности – заинтересованность ребёнка каким-либо делом посредством достижения последующего определённого положительного результата. В этом смысле личностно-ориентированный подход означает, что степень интенсивности должна быть адекватна индивидуальным возможностям человека.
    • Изменение позиции ребёнка – своеобразное разрушение прежнего, подчас негативного, стереотипа поведения «трудных», неблагополучных  детей
    • Чёткий режим жизнедеятельности – рациональная организация всей жизнедеятельности детей.

    Многие дети из года в год посещают лагерь дневного пребывания, поэтому вся деятельность лагеря должна способствовать как формированию традиционных основ деятельности (они способствуют формированию системы воспитательной работы с детьми и педагогическим коллективом и т.д.), так и ежегодному  инновационному содержательному наполнению его концептуальной модели, что позволяет организовывать деятельность лагеря в режиме развития, а не функционирования.

    Этапы реализации программы

    1. Мероприятия по организации лагеря дневного пребывания «Маленькая страна»
    2. План-график мероприятий программы «Волшебная страна»
    3. Условия реализации программы
    4. Схема управления программой
    5. Система контроля за реализацией программы
    6. Список литературы

    Скачать архив программы в текстовом формате 97 Кб

    скачать

     

    Мы ВКонтакте

    Случайный ребус

    Статистика

    Яндекс цитирования



    Яндекс.Метрика