Блог МХК (Уроки, классные часы)

План-конспект урока ИЗО (5 класс) «Составление узора декоративной тарелки по мотивам донского фаянса»

Please log in or register сделать это.
Кравцова Ольга Петровна,
Учитель изобразительного искусства
МБОУ Ново-Павловская ООШ
С. Новопавловка, Кашарский р-он Ростовская обл.

Цель:
составить узор в круге для росписи декоративной тарелки

Задачи:
— познакомить учащихся с декоративно-прикладным промыслом на Дону-Семикаракорским фаянсом;
— ознакомить с орнаментальной цветочной композицией в изделиях донского фаянса;
— формировать приёмы кистевой росписи;
— развивать творческое воображение учащихся;
— прививать любовь к традиционному народному искусству.

Оборудование:
Для учителя:
— керамические изделия из Семикаракорска,
— репродукции, фотоматериалы растений
— букеты, композиции из сухих растений;
— таблицы-образцы упражнений в кистевой росписи.
Для учащихся:
— заготовки декоративных тарелок из папье-маше;
— гуашевые краски;
— мягкие кисти;
— линейка
— заготовки круга для эскиза узора;
— бумага для упражнений в кистевой росписи.

План урока

  1. Сообщение целей и задач урока.
  2. Словарная работа.
  3. Рассказ учителя о Семикаракорском фаянсовом заводе.
  4. Беседа. Определение цветовой гаммы, используемой для росписи изделий из фаянса.
  5. Анализ образцов.
  6. Повторение принципов построения растительного орнамента в круге.
  7. Самостоятельная работа: построение узора карандашом.
  8. Определение приёмов кистевой росписи.
  9. Тренировочные упражнения.
  10. Самостоятельная работа учащихся по росписи декоративной тарелки.
  11. Подведение итогов. Выставка работ учащихся.

Ход урока

I. Сообщение целей и задач урока.
Недавно я побывала на Семикаракорском фаянсовом заводе и была восхищена всем увиденным там .
Сегодня я предлагаю вам совершить заочную экскурсию на завод, познакомиться с его деятельностью и выступить в роли художников этого предприятия: создать узор для росписи декоративной тарелки.

II. Словарная работа.
Но прежде уточним такие понятия, как  керамика, фарфор, фаянс.
— Кто может объяснить значение этих слов?
(керамика-изделия из обожженной глины
фарфор- минеральная масса из лучших сортов белой глины, каолина и изделия, посуда из неё)
фаянс – масса из глины с различными примесями и изделия, посуда из этой массы)

III. Рассказ о Семикаракорском фаянсовом заводе.
Семикаракорск небольшой городок, в 150 км от Ростова.
А если провести прямую линию от Кашар до Семикаракорска, то это всего лишь 200 км.
Это место издавна славилось гончарами. На ручных гончарных кругах из желтой фёдоровской глины они изготавливали посуду, которая пользовалась большим спросом.
Но постепенно гончарный промысел пришел в упадок – на рынке появилось много более дешевой фабричной глиняной посуды.
И только в начале 70-х годов 20 века началось возрождение донской керамики.
Из серой и белой глины и песка получили новую фаянсовую массу – такую серую, невзрачную на вид.
Из неё, в результате сложного технологического процесса, получают вещи несказанной красоты.  Из фаянсовой массы формируют или отливают изделия, которые сушат и выполняют 1 обжиг. Полученный черепок расписывают окислами или солями металлов, затем покрывают глазурью и выполняют 2-ой обжиг.
Всего за 30 лет Семикаракорский фаянс получил всемирную известность. Завод отправляет свои изделия во многие страны Европы и Америки. Только в Семикаракорске делают прорезной фаянс. Чайный сервиз из 132 предметов расписанный сюжетными сценками из казачьей жизни был подарен первому президенту России Б.Ельцину. В одной из комнат отдыха резиденции нынешнего президента В.Путина стоит ваза для цветов из Семикаракорска. Вазу в форме собора из Старочеркасска подарили патриарху Алексею II во время празднования 2000 тысячелетия христианства.
И всё это благодаря творческим изысканиям людей, работающих на заводе. В самом начале фаянс расписывали в синих красках. Пришлось отказаться – изделие были похожи на гжельскую керамику. Затем для росписи стали использовать зеленовато-охристую гамму – цвета выгоревшей донской степи.
Но ведь донская степь поражает  богатством красок весной и в начале лета. Постепенно была найдена цветовая гамма, отражающая многоцветье благоухающей донской степи. Появился собственный стилевой почерк.

IV. Беседа. Определение цветовой гаммы, используемой для росписи изделий из фаянса.
— Как вы думаете, какие краски используют художники для росписи фаянса?
Природа в Семикаракорске и в Кашарах одинаковая, только у нас рельеф холмистый, а там ровное пространство.
— С какими цветами вы встречаетесь, гуляя по нашей степи?
(тысячелистник, пижма, зверобой, гвоздика, цикорий)
— Какая же цветовая гамма?
(белый, жёлтый, розовый, голубой)

V. Анализ изделий из фаянса.
— А теперь проверим верность своих наблюдений.
Вот перед вами изделия донского фаянса. Гостевой чайник и маленький-заварочный. Декоративная тарелка – пример прорезного фаянса.
Нежные звоны фаянса
Мотив не забыли родной,
И весело кружится в вальсе
Милый цветочек степной.
…писала в одном из своих стихотворений Людмила Юрова, заведующая заводским музеем.
Посмотрите, пожалуйста, на узоры, украшающие фаянсовые изделия.
В основе любой композиции лежит фантазийный цветок – один или два бутоны.
Само слово «фантазийный» о чём говорит?
(цветок выдуманный, такого в природе не существует)
Такой букет называется алдошинским, по имени ведущего художника производства – Людмилы Алдошиной.
А всего на предприятии 10 художников. Они работают над созданием новых образов.
Семикаракорская керамика радует глаз, греет душу, привносит поэзию в наш быт, придаёт любому интерьеру неповторимый колорит, дарит мечту.
От богатства выразительных средств родился художественный образ изделий, они стали произведением декоративно-прикладного искусства.

VI. Работа по созданию эскиза узора для декоративной тарелки.
Повторение принципов построения растительного орнамента в круге.
— Представьте себе, что вы художники фаянсового завода, и вам надо разработать новый узор для декоративной тарелки, следуя сложившимся традициям и развивая их.
Сначала вам придётся прорисовать узор карандашом, а затем выполнить в цвете.
(- надо найти центр, мысленно проведя вертикальные и горизонтальные линии;
— в центре располагается один или два цветка,
— элементы узора равномерно заполняют всё пространство круга).

VII. Самостоятельная работа учащихся над эскизом узора. Работа карандашом.
— У вас есть заготовка круга. На ней карандашом лёгкими линиями вы намечаете только контуры узора, не прорисовывая детали. На это вам отводится 10 мин.

VIII. Определение приёмов  кистевой росписи.
Вы успешно справились с первым этапом работы.
Теперь перед вами следующая задача: созданный карандашом узор воплотить в цвете.
Всю композицию узора художники строят кистью, поэтому её так и называют кистевой росписью.
Мастер наносит лёгкие, уверенные мазки, не прибегая к подробному контуру.
Существует несколько приёмов кистевой росписи. Может быть, кто-нибудь напомнит их?
(Прикладывание – кисть наполняют краской, прижимают её боком к бумаге, не сдвигая с места, при этом получается мазок овальной формы. Чтобы получить дужку красивой формы, её начинают прописывать кончиком кисти, почти не нажимая на неё, затем сильным нажимом (он приходиться на середину дужки), и заканчивается контур опять без нажима. Кисть держат перпендикулярно расписываемой поверхности.Завершающий этап росписи – оживка. Используя тёмную краску, кистью прописывают контуры лепестков, прожилки листьев, подчёркивают ритм тычинок).
— Посмотрите на изделия. Определите приёмы выполнения росписи.
(Прикладывание – листья на чайнике и тарелке, листья на тарелке).

IX. Тренировочные упражнения.
Вы можете немного потренироваться в работе с кистью.
Определите приёмы, которые будете применять, какие краски будете смешивать, чтобы добиться нужного оттенка. Небольшой совет – при работе с красками добавляем в них немного клея ПВА. При дальнейшей обработке ваших декоративных тарелок краски не будут смешиваться.

X. Самостоятельная работа учащихся по росписи декоративной тарелки.

XI. Подведение итогов. Выставка работ учащихся.
— Посмотрите на свои работы.
— Смогли ли вы выполнить задачу – создать новый узор для росписи декоративной тарелки, сохраняя традиции донского фаянса?
— Что было самым интересным для вас на уроке? — Спасибо за творчество.

Использованные интернет-ресурсы:
aksinia.ru
ru.wikipedia.org
semikarakorskij.narod.ru

{module Google_kvadrat}

Лабиринты «Найди выход»
План-конспект урока ИЗО (5 класс) «Глиняная народная игрушка. Выполнение эскиза игрушки по народным мотивам»

Reactions

0
0
0
0
0
0
Already reacted for this post.

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *