Карпова Светлана Арсентевна учитель начальных классов МОУ «Лицей-интернат (школа для одарённых детей)» г. Буинска РТ
Цель: вызвать интерес к русским народным сказкам. Задачи:
- приобщать детей к народному творчеству;
- формировать у учащихся доброе взаимоотношение;
- способствовать развитию мышления и познавательной активности, творческих способностей, формированию классного коллектива;
- развивать воображение, сообразительность, мышление, речь учащихся.
Оборудование:
- мультимедиа проектор;
- лукошко;
- телеграммы;
- «сказочные» предметы;
- кроссворд;
- элементы костюмов для инсценировки сказки.
Ход классного часа I. Объявление темы классного часа
Здравствуйте, дорогие друзья! Меня зовут ... Сегодня мы с вами приглашены в гости к Сказке. Да, да! Именно она, Сказка, будет гостеприимной хозяйкой нашего классного часа, тема которого «Загадочный мир русских народных сказок».
II. Вступительное слово учителя
Ребята, а вы любите сказки? (Ответ детей) И я люблю. Веселые и грустные, страшные и смешные, сказки знакомы нам с детства. С ними связаны наши представления о добре и зле, о мире и справедливости. Сказки любят и дети, и взрослые. Они вдохновляют писателей и поэтов, композиторов и художников. По сказкам ставятся спектакли и кинофильмы, создаются оперы и балеты. Сказки – древнейший жанр устного народного творчества. Они пришли к нам из глубокой древности. А почему сказки называют народными? (Ответ детей) Верно, народные сказки придумал народ и передавал их из уст в уста, из поколения в поколение. Когда вы были маленькими, вам рассказывали сказки мамы или бабушки, а потом пошли в школу и сами научились их читать. Читая сказки, вы проникаете в чудесный, загадочный, таинственный мир. В сказках совершаются самые невероятные чудеса. И вот сегодня мы с вами совершим путешествие в этот загадочный мир русских народных сказок. Как вы думаете, почему я пришла к вам в таком необычном наряде? (Ответ детей) Я сегодня не просто Светлана Георгиевна, я – Сказочница. И я помогу вам, вспомнить ваши любимые сказки, встретиться с любимыми героями и даже стать героями одной из сказок. Я помогу вам в этом путешествии быть весёлыми, любознательными и остроумными. Предлагаю вам отправиться в путь-дороженьку: белый свет повидать, на людей посмотреть, себя показать. Дорожка нам предстоит дальняя, через лес дремучий. На пути нам встретятся препятствия, и мы должны их будем преодолеть. Я знаю, что вы, ребята, очень дружные и смелые. Во время путешествия вы будете помогать и выручать друг друга. Верно, я говорю? (Ответ детей) Прежде, чем оказаться нам в сказочном лесу, возьмёмся все за руки и закроем глазки. Как только вы услышите волшебные звуки, сразу открывайте глаза. Готовы? Все закрыли глазки? Тогда – в путь! В мир Чудес и Волшебства!
III. Путешествие по русским народным сказкам
(Звучит музыка) Вот мы и в сказочном лесу. А вот и мышка-норушка! Она будет нашим проводником в путешествии. Ребята, какой красивый домик у нас на пути! Кто нас встречает? (Лисичка-сестричка). Она приготовила нам первое испытание – игру «Из какой мы сказки?». Сейчас вы увидите на экране небольшие фрагменты из сказок, которые любят многие дети. Думаю, вы их тоже любите и без труда узнаете героев и определите, из какой они сказки. Игра «Из какой мы сказки?» (На экране фрагменты из сказок: «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Маша и медведь», «Теремок», «По щучьему велению», «Петушок-золотой гребешок», «Гуси-лебеди») (Ответы детей) Молодцы, ваши дружные ответы показали, что сказки вы любите и знаете. Мы отправляемся дальше. (Звучит музыка) Что мы видим перед собой? (Избушку на курьих ножках.) Кто встречает нас в этой избушке? (Баба Яга). Баба-Яга приготовила нам задание: необходимо прочитать записку, которая находится рядом с избушкой.
Сказочная викторина
Текст записки. Ребятки, если желаете отправиться дальше в путешествие, ответьте на вопросы моей сказочной викторины. 1. На чем передвигаются сказочные герои в русских народных сказках? (Гуси – лебеди, ступа, сапоги – скороходы, печка, ковер – самолет, серый волк и т.д.) 2. Какими словами заканчиваются многие русские народные сказки? («Был там пир на весь мир, я на том пиру был, мед и пиво пил, по усам текло, а в рот не попало»; «Стали они жить – поживать и добра наживать» или «Устроили они пир на весь мир») 3. Кого в русских народных сказках называют кумушкой? (Лису) 4. В какой сказке герой не послушался своей сестры и превратился в животное? Какое? («Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», Иванушка превратился в козленка) 5. Какая сказочная героиня является владелицей первого летательного аппарата? (Баба Яга) 6. В какой русской народной сказке есть слова: «Тепло ли тебе, девица? Тепло ли тебе, красавица?» («Морозко») Ой, какие вы молодцы! Баба Яга очень довольна вашими ответами, и мы отправляемся дальше. (Звучит музыка) Что мы видим? Стоит в лесу теремок, он не низок ни высок. Спросим: «Кто-кто в теремочке живёт, кто-кто в невысоком живёт?» Ой, да тут нас никто не встречает. А рядом с теремком стоит лукошко. Интересно, что в нём? Герои сказок оставили в лукошке телеграммы. Давайте прочитаем, кто оставил телеграммы. (Дети зачитывают текст телеграммы, угадывают, кто её оставил) Телеграмма Я от дедушки ушел, Я от бабушки ушел, Скоро буду у вас. (Колобок) Телеграмма Спасите, нас съел серый волк. (Козлята из сказки «Волк и семеро козлят») Телеграмма Как выскочу, как выпрыгну, полетят клочки по закоулочкам. (Лиса из сказки «Заюшкина избушка») Молодцы, ребята! Всех узнали. А в лукошке ещё находятся сказочные предметы. По предметам угадайте, какие ещё герои побывали в теремке? И из какой они сказки?
Игра «Волшебное лукошко» В лукошке: скалочка, золотое яйцо, большая деревянная ложка и 2 поменьше, перышко (Финиста), стрела. (Дети выбирают сказочные предметы и объясняют, в какой сказке они встречаются и какие герои побывали в теремке.) Сказки: «Лисичка со скалочкой» – скалочка; «Курочка Ряба» – золотое яйцо; «Три медведя» – большая деревянная ложка и 2 поменьше; «Финист-ясный сокол» – перышко; «Царевна-лягушка» – стрела Ивана-царевича. Молодцы! И снова мы продолжаем путешествие. (Звучит музыка) Посмотрите, перед нами изба. Кто живёт в ней? (Ответ детей) А встречает нас Колобок, румяный бок. Из какой сказки этот герой? (Ответ детей) Колобок предлагает вам стать героями его сказки. Инсценировка сказки «Колобок» Вам понравилась сказка в исполнении ребят? (Ответ детей) Колобку тоже понравилась. Но он нас пока не отпускает. Колобок составил кроссворд и предлагает нам разгадать его. Кроссворд по русским народным сказкам Закончить предложения, записав пропущенные слова в пустые клетки кроссворда. 1. Гуси – … (лебеди) 2. Василиса – … (Прекрасная) 3. Коза – … (Дереза) 4. Кот, Петух и … (Лиса) 5. Сестрица Алёнушка и братец – … (Иванушка) (Проверка кроссворда) Молодцы, ребята. Теперь мы можем попрощаться и отправиться дальше. (Музыка) Мы вышли с вами на полянку. И мышка говорит, что наше путешествие подходит к концу. Попрощаемся с мышкой, снова возьмёмся за руки и на мгновение закроем глаза.

IV. Подведение итогов классного часа
Вот и закончилось наше путешествие в мире Чудес и Волшебства. Благодаря вашим знаниям сказок, вашей дружбе мы смогли пройти этот путь. Но зато теперь вы сможете продолжить его сами, ведь сказочная тропинка бесконечна. Стоит вам открыть сборник русских народных сказок, и в путь! Понравилось ли вам путешествие по русским народным сказкам? (Ответ детей) А, что вам больше понравилось? (Ответ детей) А как вы думаете, зачем нам нужны сказки? Чему они учат? (Ответ детей) Сказки учат быть умными и добрыми, честными и трудолюбивыми, дружными и смелыми. Они учат, как победить зло, ложь, коварство, никогда не терять веру в удачу, любить свою Родину и защищать слабых. Прощаясь с вами, хочу сказать, что вы замечательные и очень талантливые ребята. Я вас всех люблю. До свидания. И до новых встреч.
|