Блог Русский язык, литература (уроки, кл.часы)

Конспект урока по русс. языку «Новые слова (неологизмы)» 6 класс

Please log in or register сделать это.
Чачкова Анна Валентиновна
учитель русского языка и литературы
МОУ Будинской ООШ
Тверской области

Предлагаю конспект урока по русскому языку в 6 классе, который разработан для учебника М.Т. Баранова. На уроке происходит знакомство с неологизмами.
Учащиеся выполняют различные задания под руководством учителя, тем самым происходит закрепление темы лексики.

Цели: познакомить учащихся с причинами появления новых слов в русском языке;
— развивать умение пользоваться толковым словарём для определения  значения новых слов;
— развивать орфографическую зоркость

Демонстрационный материал: толковый словарь, карточки для проверки домашнего задания

Методические приёмы: работа в парах, беседа

Ход урока

1. Орг. начало урока.
2. Проверка домашнего задания:

Терминологический диктант
1) Слова, которые употребляются жителями той или иной местности называются…
2) Все слова в языке называются …
3) Слова, которые употребляются всеми жителями не зависимо от места проживания, называются…..
4) Слова, связанные с особенностями работы людей той или иной профессии, специальности, называются …..
5) словарный запас человека  — это…
6) то, что обозначает слово называется….
7) слова, одной и той же части речи противоположные по значению называются  …..
8) слова одной и той же части речи, одинаковые по написанию, но разные по значению, называются…
9) слова одной и той же части речи, разные по написанию, но схожие по значению, называются..

Ключ к ответам:

1 диалектными
2 Лексикой
3 Общеупотребительными
4 профессионализмами
5 лексикон
6 Лексическим значением
7 антонимами
8 омонимами
9 синонимами

— взаимопроверка учащимися выполненной работы

3. Сообщение темы и целей урока.
— Сегодня мы продолжим с вами изучать лексику. НА прошлых уроках мы говорили с вами о диалектизмах, профессиональных словах, исконно-русских и заимствованных.  Сегодня мы познакомимся с вами с новой группой слов. А какой попробуйте догадаться решив следующее задание:
Четвёртое лишнее:
1. бумага
2. халат
3. лошадь
4. интернет

— Какое слово выбрали? Почему?
— Верно, это слово интернет, потому что оно появилось в нашей речи сравнительно недавно.
— Слова, которые возникли в нашей речи сравнительно недавно, называются НЕОЛОГИЗМАМИ.
— Запишите тему урока в свои тетради.

4. Изучение нового материала
1) знакомство с теоретическим материалом.
Стр. 72
5. Первичное закрепление изученного материала.
1) работа по учебнику:
Упр. 129 – выполним это упражнение устно
Упр. 130 – записать слова по образцу:
Акванавт – это … (воспользоваться толковым словарём)

2)  Это интересно:
С тематической точки зрения наиболее часто встречающиеся слова этого типа можно разделить на несколько групп:
1) слова — экономические термины: оффшор (свободный), роуминг — «распространение;  политические термины: спикер — председатель парламента,
инаугурация — «церемония вступления в должность президента страны»,
рейтинг — «оценка»,
2) слова — термины, связанные с компьютерной техникой
,
сайт – «местоположение» ; файл —  подача какого-л. документа»
3) названия некоторых бытовых предметов.
миксер —  «смешивающий аппарат или прибор»; тостер —  «приспособление для поджаривания тостов»
4) спортивные термины, а также названия некоторых игр или видов спортивных занятий, ставших модными и популярными в последнее время, например:
боулинг — «шар; игра в шары»; дайвинг — «подводное плавание»,
5)  названия некоторых явлений музыкальной культуры
хит – «популярная песня», сингл — «песня, записанная отдельно», ремейк (римейк) — «переделка»,
6) названия некоторых профессий, рода деятельности (получившие распространение в последнее время), например:
секьюрити — «охрана», провайдер — «поставщик», риэлтор — «агент по продаже недвижимости
7) термины, употребляемые в косметологии :
лифтинг — «подтяжка», пилинг — «чистка лица», скраб – «крем для отшелушивания,

3) распределительное письмо:
— Сейчас я буде диктовать слова, а вы распределите их по следующим колонкам:

профессионализмы диалектизмы неологизмы жаргонизмы
Вакцина, указка, акварель, вокализ, наждак, учебник, акваланг, шприц, журнал Бурак, печурка, драчёны, замолаживает, гутарить, летятина (дичь), залавье (комод) Провайдер, дизайн, постер, тинейджер, ланч, блокбастер, кастинг, киллер, брокер Зарубежка, срезался, шпора,
пара, хвост, общага, стипуха, дубак

4) поддиктовка:
Прошёл дождь, и по низким луговым местам поднялся плотный туман. Яркая радуга перекинулась через небо, и обрывки туч торопливо уплывают в эту роскошную арку. Дул сильный пронизывающий ветер, и где-то вверху на крутом берегу скрипели деревья. Река бежала быстро и едва слышно журчала около сваек купальни.

5) подготовимся к ГИА:
1. В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же безударная гласная корня, которую можно проверить ударением?
А) изб…рательный, выгл…деть, апп…тит
Б) воспом…нание, св..щенный, т..оретик
В) ед..ница, обв…вать (плющом) , св..стеть
Г) п..лезный, в..ронка, р..сточек

2. Укажите ошибочное суждение:
А) в слове СЪЕМ четыре звука.
Б) в слове ХОЛОДНЫЙ все согласные звуки твёрдые
В) в слове ОТДАЁТ второй согласный звук звонкий
Г) в слове ШЕВЕЛЬНУТЬСЯ буквы ТЬС обозначают звук [ ц ] 3. В каком слове присутствует чередующая гласная в корне:
А) сумерки
Б) предложит
В) перебрасываюсь
Г) признаёт

6. Подведение итога урока:
— Что такое неологизмы?
— Приведите примеры неологизмов.
— Что удалось на уроке?
— Какие трудности испытали?

7.  Домашнее задание:
П. 26, правило, упр.132

{module Google_kvadrat}

Выпускной вечер «Карнавальное шествие»
Урок русского языка «Повторение изученного по лексике» 6 класс

Reactions

0
0
0
0
0
0
Already reacted for this post.

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *