Щербакова Елена Яковлевна старшая вожатая МКОУ «Большереченская СОШ №2» Омская область
Актуальность создания программы
Развитие сети дорог, резкий рост количества транспорта породил целый ряд проблем. Необходимо заметить, что за последние годы, в связи с увеличением количества транспорта, обстановка на дорогах значительно усложнилась. Для предупреждения роста детского дорожно-транспортного травматизма необходимо обучение детей школьного возраста правилам безопасного поведения на улице и формирование у них специальных навыков. Если взрослый может контролировать свое поведение на улице, то для ребенка это весьма проблематично. Для детей школьного возраста характерен синкретизм восприятия, т. е. не ребенок контролирует ситуацию, а ситуация захватывает ребенка на столько, что он не замечает окружающей действительности и часто подвергается опасности. Основной причиной происшествий на протяжении ряда лет является переход дороги в неустановленном месте, перед близко идущим транспортом. Главная причина здесь в том, что у детей двойственное отношение к автомобилю. С одной стороны, они боятся этих громадных рычащих машин, проносящихся на большой скорости мимо них, с другой - они лишены страха, и готовы перебежать перед машиной дорогу, не понимая, что водитель остановиться или свернуть в сторону просто не в состоянии. За каждой из дорожных трагедий - судьба ребенка и горе родителей. И поэтому я считаю, что невозможно остаться равнодушным, когда речь идет о безопасности детей. Травматизм на дорогах - это проблема, которая беспокоит людей всех стран мира. Попадание ребенка в дорожно-транспортное происшествие - это трагедия: ведь то морально-психологическое потрясение, которое он испытал, травмирует его на всю жизнь. Проблема детского дорожно-транспортного травматизма по-прежнему сохраняет свою актуальность. Необходимы все более разнообразные дифференцированные формы работы с детьми. В последние годы много внимания уделяется оздоровлению и детей в летнее время, и очень большую роль в этом играют профильные отряды, в которых дети не только отдыхают, но и учатся. Такая форма активного отдыха содействует развитию и сплочению, как временного детского коллектива, так и создает основу для развития социального интеллекта учащегося и применения полученного опыта взаимодействия в любом коллективе, в том числе в последующей учебной деятельности.
Цель: формирование у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах, пропаганда ПДД.
Задачи: 1. Создать условия для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах. 2. Сформировать представления о безопасности дорожного движения и передвижение по улицам и дорогам. 3. Способствовать развитию навыков адаптации детей в окружающем мире. 4. Развивать практические умения и навыки ориентации в дорожных ситуациях. 5. Закреплять и совершенствовать знания Правил дорожного движения, умений и навыков юного инспектора движения. 6. Укрепить мотивацию к участию в деятельности профильных отрядов ЮИД. 7. Реализовать возможности самовыражения и самоутверждения в мероприятиях и программах лагеря.
Сроки реализации программы: июль 2010 года. Возраст участников программы: 9-14 лет.
Нормативно - правовое обеспечение программы: • Конституция РФ. • Конвенция «О правах ребенка». • Правила дорожного движения. • Устав образовательного учреждения. • Положение об отряде юных инспекторов движения.
Содержание программы
Программа предполагает постепенное расширение и существенное углубление знаний, развитие умений и навыков учащихся, более глубокое усвоение материала путем последовательного прохождения. Ребята не только обучаются сами. Они передают свои знания другим: участвуют в различных соревнованиях, выступают с представлениями, защищают честь лагеря, работают с младшими отрядами. Программа предусматривает индивидуальную творческую работу, работу в микрогруппах над созданием творческих программ, изготовление рисунков, плакатов. В этой работе дети воплощают свои замыслы и фантазию, используя освоенные теоретические и практические навыки. Особое внимание по изучению правил дорожного движения уделяется совместной работе с инспекторами ГИБДД и родителями. Благодаря этой работе закладываются основы формирования культуры общения, толерантности. Вместе с родителями готовят реквизит и костюмы для мероприятий, изготавливают наглядные пособия, разрабатывают безопасные маршруты «дом-лагерь-дом». Инспектор ГИБДД проводит ежедневные теоретические и практические занятия в «Школе светофорных наук», беседы, акции и профилактические мероприятия. Программа направлена на формирование у учащихся основных знаний, умений и навыков безопасного поведения на дорогах. Дети обучаются ПДД, поведению на улице, оказанию первой медицинской помощи. Таким образом, овладевают знаниями, непосредственно относящимися к охране жизни и здоровья, привлекаются к участию в пропаганде ПДД среди детей и подростков.
Содержание программы состоит из трех уровней сложности: Первый - дается общее значение Правил дорожного движения, второй - углубление в изучении с практическим приложением в виде агитации и пропаганды, третий - умение применить Правила дорожного движения в повседневной жизни, вести пропаганду и агитацию правил, умение разобрать сложную дорожно-транспортную ситуацию и найти правильное решение. За время летней смены, участвуя в различных мероприятиях, дети получают жетоны. По окончанию работы лагеря подводятся итоги и выявляются знатоки Правил дорожного движения. Им торжественно вручаются призы.
Конкретные методы, используемые при реализации программы:
в обучении - практический (различные упражнения с моделями, с игровым материалом транспортных средств, изготовление макетов, наглядный (изучение правил на улицах посёлка, наблюдение за движением транспорта и пешеходов, демонстрация дорожных знаков, технических средств); словесный (как ведущий - инструктаж, беседы, разъяснения); работа с книгой (в основном чтение, изучение, составление плана); видеометод (просмотр фильмов, обучение). в воспитании - (по Г. И. Щукиной) - методы формирования сознания личности, направленные на формирование устойчивых убеждений (рассказ, дискуссия, этическая беседа, пример). Методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения (воспитывающая ситуация, приучение, упражнения). Методы стимулирования поведения и деятельности (соревнования, поощрения). Опыт практической деятельности по реализации программы позволит сформировать единое агитационно-пропагандистское пространство через проведение массовых общелагерных мероприятий среди отрядов по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма, используя такие основные формы деятельности: • Игровая программа «Красный, жёлтый, зелёный» • Игра по станциям «Волшебный автобус» • Уроки творчества (составление сценариев выступлений, викторин, сочинение песен, стихов о ПДД, рисуем плакаты, выпускаем информационные листки, изготовление наглядных пособий, поделок-сувениров и т. д.) • Аукцион знаний (делимся собранной информацией по истории ПДД, автотранспорта, о светофоре, о велосипеде и др.)
Мотивация детей и подростков к деятельности обеспечивается: - личным интересом детей и подростов; - стремлением к самореализации и творчеству.
Направления деятельности
Информационное - обучение детей Правилам дорожного движения, формирование комплекса знаний по безопасному поведению на улицах и дорогах. Развивающее - формирование практических умений и навыков безопасного поведения, представлений о том, что дорога несет потенциальную опасность и ребенок должен быть дисциплинированным и сосредоточенным. Воспитательное - формирование мотивации ответственного и сознательного поведения на улицах и дорогах, формирование общих регуляторов социального поведения, позволяющих ребенку дорожить собственной жизнью и жизнью других людей, смотреть в будущее с оптимизмом, стремиться к самоутверждению в социально-значимой сфере. Методическое - методическое обеспечение деятельности субъектов профилактики ДДТТ. Контрольное - система контрольных мероприятий по оценке эффективности внедрения программ.
Развитие значимых для данной деятельности личностных качеств:
- самостоятельности в принятии правильных решений;
- убежденности и активности в пропаганде добросовестного выполнения Правил дорожного движения, как необходимого элемента сохранения своей жизни;
- внимательности и вежливости во взаимоотношениях участников
- дорожного движения.
- здорового образа жизни и навыка самостоятельного физического совершенства.
Ожидаемые результаты - углубление ЗУН по Правилам дорожного движения; - снижение числа дорожно-транспортных происшествий с участием детей в летний период; - развитие творческих способностей, инициативы и активности ребёнка; - оздоровление участников лагерной смены.
Школа светофорных наук Занятие № 1. Введение. Положение об отрядах ЮИД. Определение состава и структуры отряда. Выборы командира отряда, его заместителя, командиров групп. Разработка символа отряда, выбор девиза, разучивание отрядной песни. Выбор редколлегии, печатного органа отряда. Задание: изготовление стенда «Вперёд, ЮИД». Занятие № 2. История автомототранспорта. История автомототранспорта и безопасности движения. Автомобили, мотоциклы и велосипеды. Правила дорожного движения, их история. Задание: Сфотографировать на улицах поселка автомобили различных марок и видов. Поместить фотографии автомобилей на стенд. Занятие № 3. Знакомство с Правилами дорожного движения. Основные термины и понятия: участник дорожного движения, дорога, проезжая часть, тротуар, обочина. Занятие № 4. Обязанности пешеходов. Пешеходные переходы и остановка маршрутных средств. Движение пешеходов. Занятие № 5. Светофор. Задание: Написать рассказ или стихотворение о светофоре. Патрулирование отряда ЮИД по улицам посёлка. Занятие № 6. Дорожные знаки. Классификация дорожных знаков: Предупреждающие, знаки приоритета, запрещающие, предписывающие, информационные, знаки особых предписаний, знаки сервиса, знаки дополнительной информации. Значение отдельных дорожных знаков. Экскурсия по дорогам посёлка. Занятие № 7. Обязанности водителей. Правила движения велосипедистов, требования к управлению велосипедом. Занятие № 8. Пешеходные переходы. Виды пешеходных переходов. Задание: нарисовать рисунки. Занятие № 9. Перекрестки и их виды. Задание: изучить разметку проезжей части. Начертить схемы перекрестков различных видов. Сфотографировать движение на одном из перекрестков. Занятие № 10. Основы доврачебной помощи. Травмы. Первая помощь Правила переноски пострадавшего. Задание: наложение шин. (занятие проводит фельдшер лагеря). Занятие № 11. Раны. Виды ран. Виды кровотечений (артериальное, венозное, капиллярное). Способы остановки кровотечения. Наложение повязок. Задание: наложить различные виды повязок, (занятие проводит фельдшер лагеря). Занятие №12-13.Творческая деятельность. Занятие № 14. Итоговое. Проверка ЗУН в игровой форме.
По итогам освоения «Школы светофорных наук» обучающиеся должны
знать:
- историю детского объединения ЮИД;
- историю развития Правил дорожного движения;
- о первых светофорах, легковом, грузовом и общественном транспорте, велосипедах;
- серии дорожных знаков и их представителей;
- новые формы агитации и пропаганды ПДД;
уметь:
- работать с Правилами дорожного движения, выделять нужную информацию;
- читать информацию по дорожным знакам;
- оценить дорожную ситуацию,
- участвовать в конкурсах;
иметь навыки:
- дисциплины, осторожности, предвидения опасности на дороге не переходящие в чувство боязни и страха;
- взаимной поддержки и выручки во время проведения конкурсных мероприятий.
Критерии эффективности реализации Программы:
• % охвата программой детей. • 100% реализация мероприятий плана на смену. • Удовлетворенность детей и родителей содержанием деятельности профильного отряда и смены в целом. • Количество социальных партнеров, участвующих в создании условий для оздоровления, отдыха и занятости детей. • Динамика показателей уровня развития детей по принципу: не умел-научился, не знал - узнал. • Показатели социальной адаптации (активность, правонарушения, и т.д.). • Психологический комфорт участников программы. Выявляются и определяются эти показатели при помощи психолого-педагогических диагностик: анкеты, тестирование, наблюдение, цветопись («Мишень настроения»).
Реализация программы возможна с помощью обеспечения:
1. Педагогическими кадрами: воспитатели и вожатые, педагог-психолог, педагог-организатор, педагоги физической культуры, музыкальный руководитель. 2. Квалифицированными педагогами дополнительного образования. 3. Организации качественного питания и медицинской помощи. 4. Специалистами социума. 5. Инспекторами ГИБДД. 6. Техническими средствами.
Список литературы
1. Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма в начальной и средней школе: уроки, классные часы, внеклассные мероприятия, занятия с родителями. - Волгоград: Учитель, 2006. 2. Воронова Е.А. Красный, желтый, зеленый. ПДД во внеклассной работе. - Ростов н/Д: Феникс, 2006. 3. Ковалева Н.В. Конкурсы, Викторы, праздники по ПДД для школьников. - Ростов н/Д: Феникс, 2006. 4. Михайлов А.А. Игровые занятия в курсе «Основы безопасности жизнедеятельности». 5-9 кл.-М.: Дрофа, 2004. 5. Дмитрук В.П. Правила дорожного движения для школьников./Серия «Здравствуй школа!». -Ростов н/Дону: Феникс, 2005. 6. Конкурсы, викторины, праздники по правилам дорожного движения для школьников/ Н.В. Ковалева - Изд. 2-е - Ростов н/Д.: Феникс, 2006. 7. Правила дорожного движения для детей./Сост. В.Надеждина. - М.: АСТ; Мн.: Харвест, 2006. 8. Ковалько В.И. Игровой модульный курс по ПДД или школьник вышел на улицу: 1-4 классы. - М.: ВАКО, 2006.
Скачать файл программы с играми, кроссвордами и заданиями

|