Панченко Елена Николаевна учитель математики и информатики МОУ Аннинская СОШ №3 с УИОП Воронежская область
Цели:
- проанализировать предрасположенность к курению у учащихся класса;
- познакомить учащихся с данными статистики и тем, какой вред здоровью может принести курение;
- пропаганда здорового образа жизни.
Подготовительная работа:
- анкетирование учащихся на тему «Предрасположенность к курению» (см. Приложение);
- два учащихся готовят сообщения о влиянии курения на здоровье человека.
Оборудование: мультимедийная установка.
Ход классного часа
1. Классный руководитель. Курение табака и других табачных изделий – самая распространённая вредная привычка. Нередко дети и подростки хотят казаться взрослыми и вследствие этого приобщаются к курению, не задумываясь о последствиях.
2. Ученик. Читает отрывок из повести Л.Толстого «Юность». …В соседнем магазине, на вывеске которого был нарисован негр, курящий сигару, я купил султанского табаку, трубку и два розовых липовых чубука. Курительные препараты я тот час решил пустить в дело и испробовать. Запах табака был очень приятен, но во рту было горько, и дыхание захватывало. Однако, скрепив сердце, я довольно долго втягивал в себя дым, пробовал пускать кольца и затягиваться. Скоро комната наполнилась вся голубоватыми облаками дыма, трубка начала хрипеть, горячий табак подпрыгивать, а во рту я почувствовал горечь в голове маленькое кружение. Я хотел уже перестать и только посмотреться с трубкой в зеркало, как, к удивлению моему, зашатался на ногах; комната пошла кругом, и, взглянув в зеркало, к которому с трудом подошёл, я увидел, что моё лицо было бледно как полотно. Едва я успел упасть на диван, как почувствовал такую тошноту и такую слабость, что вообразив себе, что трубка для меня смертельна, мне показалось, что я умираю. Я серьёзно испугался и хотел уже вызвать себе на помощь и посылать за доктором. Однако страх этот продолжался не долго. Я скоро понял, в чём дело и со страшной головной болью расслабленный долго лежал на диване. С тупым пониманием вглядываясь в валявшуюся на поло трубку, окурки и остатки кондитерских пирожков, и с разочарованием грустно думал: «Верно, я ещё не совсем большой, если не могу курить, как другие, и что видно мне не судьба, как другим, держать чубук между средним и безымянным пальце, затягиться и пускать дым через русые усы. Дмитрий, заехав за мной в пятом часу, застал меня в этом неприятном положении. Выпив стакан воды, однако, я почти оправился и был готов ехать с ним. - И что вам за охота курить, - сказал он, глядя на следы моего курения. Это всё глупости и напрасная трата денег. И дал себе слово не курить. Обсуждение отрывка из повести Л.Толстого «Юность». Учащимся предлагается ответить на следующие вопросы: Какие мысли вызывает у вас этот отрывок? Что чувствовал курильщик? Хочется ли вам пережить такие ощущения? Опишите признаки отравления никотином. Что привлекло героя повести в курении? Согласны ли вы с мнением Дмитрия, что курение – это глупости и напрасная трата денег?
3. Обсуждение результатов анкетирования класса на тему «Предрасположенность к курению» . В анкете приведены утверждения, которые обычно высказывают подростки, молодые люди по поводу курения (см. приложение).
4. Классный руководитель. Курение является социальной проблемой общества, как для его курящей, так и для некурящей части. Для первой – проблемой является бросить курить, для второй – избежать влияния курящего общества и не «заразиться» их привычкой, а также – сохранить своё здоровье от продуктов курения, поскольку вещества входящие в выдыхаемый курильщиками дым, не на много безопаснее того, если бы человек сам курил и принимал в себя никотин и многое другое, что входящее в зажжённую сигарету.
По данным статистики:
- из каждых 100 человек, умерших от хронических заболеваний легких, 75 курили;
- из каждых 100 человек, умерших от ишемической болезни сердца, 25 курили;
- из каждых 100 человек, начавших курить, заядлыми курильщиками становятся 80;
- каждый 7-й длительно курящий человек страдает эндартериитом – тяжелым заболеванием кровеносных сосудов;
- если человек начал курить в15 лет, продолжительность его жизни уменьшается более чем на 8 лет;
- выкуривая 20 сигарет в день, человек дышит воздухом, загрязненность которого в 580-1100 раз превышает санитарные нормы;
- 4000 химических веществ, содержащихся в табачном дыме, наносят непоправимый вред здоровью не только курящих, но и тех, кто находится рядом с ними.
5. Заслушивание и обсуждение сообщений учащихся. Сообщение №1. В дыме табака содержится более 80 ядовитых веществ:
- Никотин
- Углекислый газ
- Окись углерода 10-23 мг.
- Синильная кислота
- Аммиак 50-130 мг.
- Смолистые вещества
- Органические кислоты
- Фенол 60-100 мг.
- Ацетон 100-250 мкг.
- Радиоактивный полоний 0.03 -1.0 нК.
- Цианистый водород 400-500 мкг.
Сообщение №2. Вред, наносимый курением организму человека:
- Курение поражает органы дыхания, сердечно - сосудистую систему, желудочно-кишечный тракт.
- Курильщики болеют раком лёгких в несколько раз чаще, чем некурящие и составляют 96-100% всех больных раком лёгких.
- Курение увеличивает вероятность других видов злокачественных опухолей (полости рта, пищевода, гортани, поджелудочной железы, желудка, толстой кишки, почки, печени).
- Курение способствует развитию инфекционных заболеваний органов дыхания.
- Курение является фактором риска для осложнений при беременности.
- Курение увеличивает вероятность рака лёгких у окружающих (пассивное курение).
- Каждый седьмой долго курящий болеет тяжким недугом кровеносных сосудов
Курение является фактором риска сердечно - сосудистых заболеваний (атеросклероз и инфаркт миокарда), в 13 раз чаще заболевают стенокардией, в 12 раз - инфарктом миокарда. Наравне с курением опасно и пассивное курение. Курящий человек отравляет других – некурящих людей, так они становятся пассивными курильщиками.
6. Классный руководитель. Государственная политика относительно табакокурения.
- В России в 1995 году принят Федеральный закон «О рекламе», введены серьезные ограничения на рекламу табачных изделий как в средствах массовой информации, так и на наружную рекламу.
- В 2005 году принят Федеральный закон «Об ограничении курения табака».
- 9 декабря 2005 года, Госдума РФ приняла законопроект, который предусматривает наказание за табакокурение вне специально отведенных для этого мест.
Позитивные изменения при отказе от курения
- через 2 часа никотин начинает удаляться из организма;
- через 12 часов окись углерода от курения выйдет из организма полностью, лёгкие начнут функционировать лучше, пройдёт чувство нехватки воздуха;
- через 2 дня вкусовая чувствительность и обоняние станут более острыми;
- через 12 недель система кровообращения улучшается, что позволяет легче ходить и бегать;
- через 3-9 месяцев кашель, одышка и проблемы с дыханием уменьшаются, функция лёгких увеличивается на 10 % ;
- через 5 лет риск инфаркта миокарда станет в 2 раза меньше, чем у курящих.
7. Викторина «Об истории табака и вреде курения» (жирным шрифтом выделены правильные ответы)
Вопрос
|
Варианты ответов
|
1. Родина табака
|
А) Южная Африка Б) Южная Америка В) Южный полюс
|
2. Когда Колумб в 1492 году высадился на побережье Кубы, то он встретил жителей с головнями в руках и с травой, употребляемой для курения, которую они называли...
|
А) сигаро Б) папирус В) самокруто
|
3. Кто обнаружил в табаке никотин?
|
А) Жан Жак Руссо Б) Жан Поль Бельмондо В) Жан Нико
|
4. В какой стране табак в 16 веке был объявлен «забавой дьявола"?
|
А) Испания Б) Италия В) Бразилия
|
5. Большие дозы никотина действуют подобно яду...
|
А) мышьяку Б) кураре В) синильной кислоте
|
6. Самый популярный способ употребления табака в США до 19 века.
|
А) курение Б) нюхание В) жевание
|
7. В 1934 году во французском городке Ницца компания молодежи устроила соревнование: кто выкурит больше папирос. Двое "Победителей" не смогли получить приз, так как скончались, выкурив по...
|
А) 40 папирос Б) 60 папирос В) 80 папирос.
|
8. Кого называют «курильщиками поневоле"?
|
А) тех, кто находится в обществе курящих Б) тех, которых заставляют курить принудительно В) тех, кто курит в тюрьме
|
9. Когда, кем и откуда был впервые завезен табак в Европу?
|
А) в XVI в. испанцами из Америки Б) в XVII в. китайцами В) в XVIII в. англичанами из Индии
|
10. Существуют ли сигареты, которые не приносят вред?
|
А) сигареты с фильтром Б) сигареты с низким содержанием никотина В) нет
|
11. Сколько веществ содержится в табачном дыме?
|
А) 20-30 Б) 200-300 В) свыше 4000
|
12. Сколько процентов вредных веществ способен задержать сигаретный фильтр?
|
А) не более 20% Б) 40% В) 100%
|
13. Какие заболевания считаются наиболее связанными с курением?
|
А) аллергия Б) рак легкого В) гастрит
|
14. Сколько микрочастиц сажи содержится в 1 см3 табачного дыма?
|
А) до 3 000 000 Б) до 10 000 В) до 1000
|
15. Верно ли, что в большинстве стран модно курить?
|
А) курить никогда не было модно Б) курить модно В) мода на курение прошла
|
16. Что такое пассивное курение?
|
А) нахождение в помещении, где курят Б) когда куришь за компанию В) когда активно не затягиваешься сигаретой
|
17. Что вреднее?
|
А) дым от сигареты Б) дым от газовой горелки В) выхлопные газы
|
18..Какие профессии менее доступны для курящих?
|
А) спортсмен-профессионал Б) токарь В) врач
|
19. При каком царе табак появился в России?
|
А) при Иване Грозном Б) при Петре I В) при Екатерине II
|
20. Какой русский царь ввел запрет на курение
|
А) Алексей Михайлович Б) Петр I В) Екатерина II
|
21. Какое основное действие угарного газа?
|
А) образование карбоксигемоглобина Б) вызывает кашель В) влияет на работу печени
|
22. Как много взрослых мужчин в нашей стране курит?
|
А) 10% Б) 30% В) более 50 %
|
8. Подведение итогов классного часа.
Презентация (36 слайдов) в формате .ppt, конспект урока в формате .doc, анкета «Предрасположенность к курению» объемом 1 Mb




|