Климачкова Галина Валентиновна
учитель начальных классов МБОУ «Зимёнковская СОШ»
Тема: Главные и второстепенные члены предложения.
Овощи, ягоды и фрукты – самые витаминные продукты.
- ознакомить детей с второстепенными членами предложения путём наблюдения за предложениями, а также на основе разбора предложений; - продолжить работу над формированием навыков правописания, развивать речь детей, их словарный запас; - на основе работы с речевым материалом дать представление о наиболее полезных и необходимых для человека продуктах; - продолжить знакомство учащихся с разнообразными фруктами, ягодами, овощами, их полезными свойствами, витаминами (на основе межпредметных связей: русского языка и окружающего мира).
Оборудование:
- набор карточек со словами (набор №1, набор №2);
- 4 стакана с жидкостями разных цветов;
- условные обозначения этапов урока и видов работы (на табличках).

Ход урока Ι. Рефлексия.
Учитель (приглашаю детей сесть на коврик).
- Сегодня мы начинаем работу на этом волшебном коврике. Почему волшебном?
На этом коврике происходят удивительные превращения. Закройте глаза и представьте себе, что вы превратились в какой-нибудь овощ, ягоду или фрукт.
- Откройте глаза. Опишите свой фрукт (овощ, ягоду), не называя его. ---Скажите, почему вы выбрали этот фрукт (овощ, ягоду).
Вы описываете, а ребята отгадывают, в кого вы превратились.
(Например: - Я красный, круглый, сочный, толстый, сладкий, полезный. (Арбуз).
- Я выбрал арбуз, так как он очень полезен: в нём много железа.)
Учитель спрашивает ещё двух-трёх учеников.
- Спасибо, ребята. К следующему уроку подберите загадки к тому, во что вы превращались.
- Скажите, что помогло вам отгадать, в кого превращались ученики? (Признаки предметов, которые использовали в речи).
- Сегодня на уроке, изучая новую тему русского языка, мы будем говорить о фруктах, овощах, ягодах.
Я предлагаю вам перейти за парты и ознакомиться с планом нашего урока.
ΙΙ.Чистописание.
Пальчиковая гимнастика.
- Разминаем подушечки пальцев.
- Упражнение «Скалка».
- Чему мы учимся на чистописании? (Мы учимся красиво, аккуратно, быстро писать, правильно соединяя буквы.)
- Посмотрите на доску:
ал ел ло ля
м…лина з…мляника …блоко к…ртофель
- Какое задание нужно выполнить? (Списать, вставить пропущенные буквы).
- Какое слово «лишнее»? Почему?
ΙΙΙ.Постановка целей урока. Работа над новым материалом.
На доске запись:
круглые кислые - Что вы можете сказать о данной записи? (Это прилагательные. Они относятся к продуктам). - Приведите пример для каждого столбика. Напишите в каждый столбик как можно больше названий овощей, фруктов и ягод, которые подходят к этим прилагательным.
Дары природы |
круглые |
сладкие |
кислые |
яблоко
апельсин
арбуз
вишня
помидор
мандарин
и т.д. |
банан
арбуз
клубника
слива
и т.д. |
лимон
клюква |
-Предлагаю взять из таблицы три слова и составить с ними простые предложения.
Образец: Растёт арбуз.
Созрели яблоки.
Упала вишня. - Разберите предложения по членам. Какие члены предложения вы выделили? (Подлежащее и сказуемое – главные члены предложения). - Добавьте в эти предложения имена прилагательные. (Растёт сладкий арбуз). - Что вы заметили? - К какому члену предложения относятся имена прилагательные? (К подлежащему. Они его как бы определяют.) - Молодцы! Мы сегодня сделали открытие. Это – второстепенный член предложения, который распространяет подлежащее и называется определением. - Прочитайте об этом в учебнике. - Итак, над чем мы работаем на уроке? (Над второстепенным членом предложения – определением.)
Подчеркните в своих предложениях определения волнистой линией.
ΙV. Групповая работа.
-А сейчас вы разделитесь в группы по 4 человека. Вспомните правила работы в группах.
-Каждая группа получает набор карточек, на которых написаны названия продуктов.
Задание. Составить рассказ, используя слова из карточек.
Набор №1 |
Набор №2 |
черешня
картофель
помидор
огурец
ягоды
овощи
фрукты |
торт
пирожок
мороженое
конфеты
печенье
вафли
зефир |
По окончании работы каждая группа зачитывает свой рассказ. - Как вы думаете, по какому принципу разделили наборы продуктов на две группы? Полезны ли овощи, фрукты и ягоды? А продукты из второго набора? (В овощах, фруктах и ягодах много витаминов. Поэтому они очень полезны. А вот сладкого есть много вредно, так как от него засоряется кишечник и портятся зубы.)
V. Физкультминутка.
Игра «Где много витаминов?». - Вы встанете в круг. Я бросаю мяч любому ученику, называя продукт. Если в этом продукте много витаминов (это овощ, фрукт или ягода), то ученик ловит мяч, а остальные хлопают в ладоши. Если продукт не содержит витаминов, то мяч отбрасывается, а вы топаете ногами.
VΙ. Творческая страничка. - Сыграем в игру «Я начну, а ты продолжи…».
Она вам знакома, только мы будем использовать в игре фрукты, овощи, ягоды.
Шла лесной тропинкой
Бабушка с корзинкой…
(А в корзинке той грибы,
Ягоды и фрукты.
А за ней зайчата шли
И морковку ей несли.
А бельчата для утехи
Ей несли орехи…) - Молодцы!
VΙΙ. Речевая задача «Опиши продукт».
Учитель держит в руках поднос; на подносе 4 стакана с жидкостью: в одном стакане жидкость оранжевого цвета; во втором - жёлтая, в третьем – малиновая, в четвёртом – бесцветная. - Ребята, посмотрите на мой поднос. Какой вопрос вы могли бы задать мне? (Что у вас в стаканах? Почему вода разноцветная?) - Вам необходимо определить: какие овощи и фрукты могут дать сок такого цвета? (Оранжевый – апельсин, морковь; жёлтый – персик, черешня; малиновый – малина, вишня, свёкла; бесцветный – огурец, берёзовый и т.д.)
VΙΙΙ. Рефлексия. - Мы сегодня много говорили о фруктах, овощах, ягодах. - А о какой теме русского языка мы ещё говорили? (О второстепенных членах предложения.) - В конце урока я хочу, чтобы вы нарисовали в тетради любой овощ, фрукт, ягоду. - Что вы нарисовали и почему именно это?
ΙX. Домашнее задание (на выбор): 1) Составь праздничное фруктовое меню. 2) Сделать рекламу полезному продукту, используя как можно больше прилагательных. 3) Сочинить «вкусные» истории.
Конспект урока с иллюстрациями в формате .doc

|