Игра на развитие толерантности для учащихся 6-х классов «Волшебный кристалл» |
09.04.2012 19:29 |
Кислица Галина Николаевна
зав.библиотекой МАОУ СОШ № 43 г. Калининграда Задачи игры:
Структура игры Участника и ведущие
Сценарий игры
Ведущий заранее готовит помещение для игры: парты и стулья составляются таким образом, чтобы все ученики класса оказались сидящими за четырьмя большими столами (по 5-7 человек за каждым столом, в зависимости от общего числа учеников в классе). Столы расположены таким образом, чтобы при необходимости все ученики могли видеть друг друга. У доски остается свободное пространство. Этот этап выполняет как мотивационную, так и смысловую функцию. С одной стороны, необходимо заинтересовать детей проблемой, поставить их в активную позицию в отношении обсуждаемой темы, а с другой стороны – помочь им сформировать понятия: «чужой человек» и «свой человек». Ведущий.
Примерный список слов. Дети переписывают слова, по желанию зачитывают то, что у них получилось. После устного обсуждения учитель предлагает каждой группе дать определение понятий «свой человек» и «чужой человек». Определения записываются учителем на листах А3 и вывешиваются на доску. В конце игры к ним стоит вернуться. Ведущий предлагает детям высказать свое мнение по следующему вопросу: «Могут ли все люди вокруг быть своими?» В ходе обсуждения ведущий обобщает точки зрения детей. Ведущий. В этот момент игры необходимо сделать перерыв или динамическую паузу, включив детей в подвижную игру. Собственно, в ходе этой игры можно и «превратить» детей в гномов. Ведущий сообщает, что он станет сейчас волшебником и превратит детей в гномов. Для этого они должны построить четыре колонны (необходимо, чтобы в каждой колонне было равное количество детей). Ведущий объясняет участникам, что теперь они – гномы. При этом каждый стол представляет свое «гномье» семейство, обитателей Желтой, Красной, Зеленой и Синей гор. В недрах этих гор находятся их подземные города, рудники, мастерские. Там протекает их жизнь. Ведущий раздает гномам каждой горы какой-то особый знак отличия. Самый простой вариант – кружок определенного цвета, который дети прикалывают булавками к воротнику или на рукав. Для большого погружения в игровую ситуацию можно предложить каждой группе придумать название своего царства и перечислить несколько самых крупных достижений его жителей (то, чем они гордятся), рассказать о том, как и где они живут, чем занимаются, какие у них особенности. После небольшого обсуждения (не более 7-10 минут) группы представляются друг другу. Варианты историй. Жили-были в огромной Желтой горе гномы. Однажды в главные ворота их пещеры кто-то постучал. Это был Гном, но из далекой «гномьей» страны. Злобный великан разрушил гору, в которой жил этот Гном. И теперь бездомный скиталец попросил гномов Желтой горы приютить его. Те согласились. Пришлый Гном был странным: любил бродить один по лабиринтам, не всегда понимал смысл шуток других гномов, придумывал какие-то непонятные другим игры и шутки. Другие гномы считали его чудаком. Он знал, как к нему относятся, и ничего не пытался изменить… Жили-были в огромной Красной горе гномы. Однажды в главные ворота их пещеры кто-то постучал. Это был Гном, но из далекой «гномьей» страны. Злобный великан разрушил гору, в которой жил этот Гном. И теперь бездомный скиталец попросил гномов Желтой горы приютить его. Те согласились. Пришлый Гном оказался очень веселым и общительным. С ним было интересно, он все время что-нибудь придумывал: новые игры, приключения. Гном знал, что его любят и ценят другие жители горы… Жили-были в огромной Синей горе гномы. Однажды в главные ворота их пещеры кто-то постучал. Это был Гном, но из далекой «гномьей» страны. Злобный великан разрушил гору, в которой жил этот Гном. И теперь бездомный скиталец попросил гномов Желтой горы приютить его. Те согласились. В большой и дружной семье гномов все считали пришлого Гнома своим и относились к нему очень тепло. Многие его прощали. Но маленький Гном всегда чувствовал, что он не такой, как другие: ему хотелось на открытый воздух, в леса. Он тайком писал стихи… Гном чувствовал себя чужим в обществе других гномов… Жили-были в огромной Зеленой горе гномы. Однажды в главные ворота их пещеры кто-то постучал. Это был Гном, но из далекой «гномьей» страны. Злобный великан разрушил гору, в которой жил этот Гном. И теперь бездомный скиталец попросил гномов Желтой горы приютить его. Те согласились. Пришлый Гном хотел подружиться с другими гномами, быть равным партнером в игре и работе. Но гномы сторонились его, старались избежать общения. Он казался им каким-то не таким… Ведущий предлагает участникам рассказать друг другу, каким же был их Гном и какие у него были отношения с окружающими. Ведущий Ведущий просит каждую группу создать скульптуру или разыграть маленькую сцену без слов, которая отражала бы взаимоотношения между Гномом и его окружением. Жребием определяется, кому достанется роль Гнома. На подготовку детям дается 5-10 минут. На этом этапе работы детям понадобится организационная помощь ведущего и его организаторов. Ведущий Ведущий предлагает группам поставить маленькую сценку и показать, как бы в их царстве жители вели себя с Гномом (учитывая все то, что они уже знают про характер этого Гнома и его отношения с окружающими). На этом этапе работы многим детям понадобится помощь взрослых. Ведущий Каждая команда выдвигает своего Гнома и отправляет его в путешествие, вручив Волшебный кристалл. Первое задание. Пришли Гномы в большой темный лес. Наступила ночь. В темноте слышны были странные шумы и шорохи. Какие-то неведомые существа бродили по лесу. Гномы не знали, добрые они или злые, но на всякий случай решили не привлекать к себе внимания. Они замерли (дети по сигналу ведущего замирают в тех позах, в которых оказались в этот момент) и не должны были шевелиться, что бы не случилось. И еще: им нужно было оставаться совершенно спокойными, чтобы никто из существ, населяющих лес, не почувствовал их переживания. Поэтому вы, Гномы, не должны ни в коем случае изменять выражения своих лиц… Ведущий напоминает детям о тех рисунках и списках качеств Гнома, которые они готовили несколько раньше. Пока каждая команда обсуждает и предлагает свои ответы, ведущий следит за замершими Гномами: удается ли им оставаться совершенно невозмутимыми. Если кто-то из Гномов не выдерживает – рассмеется или скривится, ведущий может обратить на это внимание жителей царств и спросить: «А как вы считаете, какие черты Желтого (Красного, Синего, Зеленого) Гнома помешали ему сохранить полное спокойствие?» Второе задание. Наступило утро. Гномы отправились дальше. Добрались они до высоких гор. Шли они по узкой тропинке над пропастью и повстречали Свирепого Пещерного Медведя, Огромного Коварного Орла, Безобразного Паука и Ядовитую Змею. Сначала Гномы испугались, но эти существа сказали им: «Все боятся нас и видят в нас только ужасное! Может быть, хоть вы скажите, есть ли в нас что-то хорошее?» Обсудите между собой, какие хорошие качества есть у повстречавшихся вам существ. После того, как жители Синей, Желтой, Красной и Зеленой гор выскажутся, слово дается Гномам. Они выбирают себе одного из животных и говорят о нем что-нибудь хорошее. Важно, чтобы не были забыты ни Медведь, ни Орел, ни Паук, ни Змея. Ведущий. Третье задание. Итак, долго ли, коротко ли, пришли Гномы на берег широкой и глубокой реки. (Ведущий обозначает двумя веревочками «берега реки», расстояние между которыми должно быть примерно 1,5 метра; в одном месте «река» должна делать поворот почти на 90 градусов.) На другой стороне реки стоит дворец Злого Колдуна. Моста через реку не было. Зато на берегу Гномы-путешественники обнаружили следующие предметы: моток бечевки, надувной круг и две доски. Один из способов использования досок для переправы через реку состоит в следующее: первая доска укладывается концами на внешние стороны реки, образуя с берегами треугольник, вторая – одним концом по центру первой доски, другим концом – на противоположный угол. Выслушав решения, предложенные Гномами-путешественниками, ведущий обращается к другим Гномам – зрителям: «Удалось ли кому-нибудь найти другие способы перебраться через реку?» Четвертое задание. Гномы пробрались в главный зал во дворце Злого Колдуна и увидели, что пакетики с волшебным порошком прикреплены к потолку зала. Достать их почти невозможно. (Пакетики разных цветов лучше прикрепить заблаговременно на достаточном расстоянии друг от друга; их можно подвесить, привязав к ниткам воздушных шариков, наполненных гелем.) При этом снять четыре пакетика можно только одновременно, иначе волшебство их исчезнет! Что же делать?... Но ведь у каждого из Гномов есть Волшебный кристалл. Он потерял способность к превращениям, но с его помощью можно сделать так, чтобы здесь оказались жители царства Гномов. Позовите на помощь своих товарищей! Гномы зовут на помощь остальных. Каждый Гном сам решает, в какой форме он это сделает. Группа поднимает своего Гнома, и по команде Гномы одновременно сдергивают пакетики с волшебным порошком. Пятое задание. Но рано радовались Гномы успеху путешествия! Двери зала захлопнулись. Все Гномы почувствовали вдруг, что ноги их будто приклеились к полу. Что же случилось? Дворец весь был заколдованным. Чтобы похитители не смогли покинуть дворец. Злой Колдун сделал так, чтобы все обиды, которые накопились у гномов друг к другу, стали тяжелыми, как гири, и не позволили им сдвинуться с места. Единственный способ преодолеть колдовство – избавиться от обид. Сейчас каждый из гномов получит листок бумаги и ручку. Если вы хотите освободиться от тяжести обид, накопившихся у вас на одноклассников, вам сначала надо написать на листочке слова: «Я обижался (лась) на …… потому что…» Ведущий. Гномы сминают бумажки и бросают их в центр круга, образованного стульями. Ведущий. Дети стоят на стульях и поддерживают друг друга. Они могут, например, превратить кристаллы в самолет или воздушный шар и вместе вернуться в свои царства. Возможно, им захочется построить общий дворец. Ведущий предлагает участникам выйти из ролей: снять атрибуты, сесть в общий круг, сказать друг другу: «Я не гном, я человек, ученик 6 класса».
Толерантность (tolerantia-терпение) – терпимость, снисходительность к кому-либо или чему-либо. |